Что ещё даёт смена ролей? Мудрецы маленькие, а слоны — большие. Когда маленький исследователь изучает большой объект, то часто собирает массу деталей и нюансов, но может упустить общую целостную картину, "не увидеть леса за деревьями". Если же большой исследователь изучает маленький объект, то часто получает самую общую картину, но не может уловить деталей. Для него и сам лес видится маленьким и незначительным, где уж там разглядеть отдельные растения!
В учебнике физиологии, выпущенном около 30 лет назад были очень интересные и мудрые слова о том, что мы не понимаем (пока) всей тонкости и сложности регуляции физиологических функций человеческого организма, потому что у нас нет достаточно тонких инструментов изучения.
Мы как бы пытаемся исполнять музыку на рояле, играя на его клавиатуре не руками, а бревном. Не правда ли, очень интересная аналогия с нашими притчами? Одно дело играть на клавишах пальцами, другое дело — чем-то, что имеет размеры бревна (или слоновьей ноги)!
К счастью, за прошедшие 30 лет ситуация серьёзно изменилась, о регуляции физиологических функций организма сейчас учёные знают гораздо больше. За счёт чего? Разумеется, за счёт создания более тонких и совершенных инструментов исследования, за счёт повышения разрешающей способности этих инструментов.
Вот он, важный эпистемологический вывод для нас — если мы хотим знать тонкости и подробности об изучаемом объекте, нам нужно совершенствовать инструменты, их чувствительность и точность. Допустим, слоны взялись бы ощупывать мудреца не своими ногами, а тонкими стеблями бамбука. Вдруг они узнали бы о мудреце что-то более интересное?
Не забудем и такой момент. В обеих притчах исследователи вступают в коммуникацию между собой, описывают друг другу изучаемый объект, приходят по его поводу к каким-то выводам (а мы, изучая их коммуникацию, приходим к каким-то выводам по поводу самих исследователей).
В первой притче описания слона, сделанные слепыми мудрецами, были очень разными, поэтому договориться не удалось, и это стало трагедией, приведшей к невежеству.
Во второй притче описания мудреца, сделанные слепыми слонами, были идентичны, поэтому слоны легко договорились, и это стало трагедией, приведшей к невежеству.