Почему люди пересматривают старые фильмы

«Весна на Заречной улице» (1956). Многие люди в возрасте от 30—35 лет любят пересматривать этот фильм
Я зашёл на кухню и увидел, что она снова смотрит тот черно-белый советский фильм.
Я сказал: «Как ты можешь?»
Она ответила: «Я без этого не могу!»
Меня всегда удивляло, что некоторые люди по много раз пересматривают хорошо знакомые им советские фильмы. Зачем? Почему? Как они могут это делать? Это же так скучно пересматривать! Ответ на этот вопрос быстро найти не удалось, но спустя годы была найдена правдоподобная гипотеза...

Версия такая: очередной просмотр хорошо знакомого фильма — это для многих людей «антистресс».

Новизна впечатлений у людей вызывает стрессовую реакцию. Причем, это не зависит от того, «хорошими» мы считаем эти впечатления или «плохими». День в новой стране, вероятнее всего, повысит уровень стресса вне зависимости от того, прилетели мы в нее по собственному желанию или были вынуждены это сделать. Поход в непривычно роскошный ресторан может быть сравним по уровню стресса с посещением непривычно спартанского для нас заведения.
Привычное успокаивает, а новое возбуждает
Новизна впечатлений у людей вызывает стрессовую реакцию. Причем, это не зависит от того, «хорошими» мы считаем эти впечатления или «плохими». День в новой стране, вероятнее всего, повысит уровень стресса вне зависимости от того, прилетели мы в нее по собственному желанию или были вынуждены это сделать. Поход в непривычно роскошный ресторан может быть сравним по уровню стресса с посещением непривычно спартанского для нас заведения.
Почему в церковном искусстве, в отличие от светского, есть канон, то есть свод правил, выходить за рамки которого нельзя? Это объясняется тем, что человек в церкви ищет не новизны, волнующей сердце и ум, а душевного покоя.
Интересно, что аналогичным образом воздействует на нас искусство. Причем, картины-шедевры, великие книги обычно оказывают более сильное стрессовое воздействие, чем остальные. В них больше новизны! Людям некомфортно читать «Понимание медиа» Маклюэна — книгу, в которой зашкаливает уровень новизны, зато комфортно новый роман с приключениями акунинского Фандорина или Гарри Поттера. Герои знакомы, благодаря этому меньше стресса. Вероятно, с этим связана популярность сериалов в наше время — посмотреть новую серию знакомого сериала гораздо меньший стресс, чем, например, фильм Феллини. Возможно, эта особенность позволила создателям «Игры престолов» сделать своих героев не «черно-белыми», а более сложными. Когда герои и сюжет знакомы, можно повысить степень новизны (неожиданность характера персонажа), не вызвав отторжения у зрителей. Уровень стресса не будет запредельным!

Любопытно, что на разных людей новизна влияет по-своему. Одни стремятся к новизне — они любят путешествовать, причем активно, смотреть фильмы в жанре арт-хаус, читать сложные книги, а для других новизна должна быть дозированной — такие люди любят пересматривать фильмы и зачастую ездят отдыхать в один и тот же отель несколько сезонов подряд. Предполагаю, что это результат индивидуальности человека и тех контекстах, в которых он находится. Если работа стрессовая, то хочется более спокойного пляжного отдыха. Если наоборот, работа скорее скучная, то тянет на активный туризм.
В предисловии к этой книге Маршалл Маклюэн пишет, что редактор посоветовал ему уменьшить уровень новизны: «Материал в вашей книге на 75 процентов новый. Книга, рассчитанная на успех, не может осмеливаться более чем на 10 процентов новизны». Маклюэн этому совету не последовал.
Но правило универсально: привычное успокаивает, а новое возбуждает и может вызвать стресс. Именно поэтому дети обычно нуждаются в вечернем ритуале — например, смотреть на ночь «Спокойной ночи, малыши!» или один и тот же мультфильмы или чтобы мать рассказывала им сказку, одну и ту же, и каждый раз одинаково. Для ребёнка в мире гораздо больше новизны, а значит и уровень стресса может быть выше.
Практическое применение
Как можно пользоваться этой информацией? Например, заметив за собой возбуждение или ощутив, что в данный период у вас вырос уровень тревожности, компенсировать его чем-то знакомым. Например, посмотреть как изменится восприятие знакомого романа спустя годы, посмотреть повторно фильм, который понравился, послушать любимую музыку. И наоборот в спокойные времена вы сможете понять, что в этом контексте есть запрос на новизну и порадовать себя книгой, раскрывающий революционный подход, или просмотром классики кинематографа из 1960-х. Люди в общем-то так и делают, повинуясь голосу интуиции, но порой мы слишком сознательно чем-то увлечены и усиливаем непривычный уровень стресса, изучая слишком новый для нас контент. Либо так загипнотизированы привычным, что делаем жизнь скучной. А стоило бы добавить в неё огонька!

Насколько вы спокойны или встревожены в данный момент жизни? Очень спокойны? Послушайте современную музыку, узнайте, что слушают сегодняшние 20-летние. Или хорошо — почитайте Маклюэна. Очень встревожены? Посмотрите «Иронию судьбы». Или хорошо — послушайте свои любимые композиции. Лучше инструментальные. В норме? Сходите в «Третьяковку» — там будет и новизна, и привычное. Ведь многие картины из «Третьяковки» вы точно уже видели!
Николай Корзинов
системный инженер, методолог.
Если вам понравилось, то подпишитесь