экология разума
Пропаганда. Взгляд через системный подход
Пропаганда — чуть ли не слово года и, учитывая его повсеместное использование, хочется поговорить о ней с системной точки зрения.
Если вы, как и я, устали разбираться в "сортах" пропаганды, искать "правду" в этой борьбе за все хорошее против всего плохого, давайте взглянем на вопрос по-новому.
Часть 1. Пропаганда — механика
1.
Пропаганда — это, в первую очередь, слово. Слово, используемое для передачи определенной идеи и с определенной задачей.

2.
Разберемся по частям. Что за идея содержится в слове «пропаганда»?
Я бы сформулировал так: есть некая информация (далее — i ), и ее используют для передачи/формирования определенной точки зрения на тот или иной вопрос.
3.
Разберемся на примере:

У меня был бизнес, рекламное агенство. Там работало 15 человек. Я, как собственник, рассказывал сотрудникам о планах, достижениях, перспективах.

Я давал i, которая формировала некую точку зрения о компании, например: «у нас все хорошо, большие перспективы, мы растем».

У меня была определенная задача, с которой я давал эту i: воодушевить сотрудников, мотивировать их.

Если посмотреть на определение, то можно назвать то, чем я занимался, — пропагандой. А можно назвать это лидерством. Что определяет используемое слово?))

4.
В компании был недовольный сотрудник.

Он быть недоволен по разным причинам, это сейчас не значимо. Он наблюдал за жизнью компании и подмечал проблемы, которые бывают в любой компании.

Слушая мои речи, у него росло недовольство: «ты рассказываешь про успехи, достижениях, но как же факт 1, факт 2, факт 3, которые указывают на проблемы?»
Выясняем с сотрудником, кто же из нас занимается «пропагандой»
Вот первая подсказка: наши планы полезно фокусировать не на том, чего мы хотим, а на тех системах, которые нам это произведут.
В какой-то момент он упрекает: «Дима, ты просто занимаешься дешевой пропагандой».

А я ему: «Это ты пропагандируешь уныние и проблемы».

5.
Кто из нас прав, а кто врет? Кто на самом деле занимается пропагандой? С точки зрения системного мышления — никто и оба.
Любое описание — лишь карта, модель, фотография — более или менее полная. Оно никогда не является 100% точным описанием самого события.
У каждого из нас есть своя точка зрения на вопрос, у каждого есть данные, ее подтверждающие (у меня —данные об успехах, у сотрудника — данные о проблемах).
Каждый из нас обвиняет в «пропаганде» другого для определенной задачи, чтобы указать: моя точка зрения правильная, а твоя — нет.
Каждый использует слово «пропаганда» для продвижения своей точки зрения как правильной, а чужой — как ложной.

6.
Надеюсь, на этом простом примере стала понятнее механика слова «пропаганда», а во второй части мы поговорим про «пропаганду» и медиа.
Часть 2. Пропаганда и медиа
Теперь поговорим про медиа, в контексте которых чаще всего используется слово «пропаганда».
Ммм-медиа)
1.
Чем занимаются медиа?

Простой ответ: Описывают события.

Более сложный ответ: дают i, которая формируют определенную точку зрения, с определенной задачей.

Из определения следует — занимаются пропагандой. Предвижу возражения, поэтому разберемся с этим подробнее.

2.
Есть Медиа 1. Оно рассказывает о том, как все хорошо в определенном месте. Есть Медиа 2. Оно рассказывает о том, как все плохо в определенном месте.

Обычно вся дискуссия о том, кто прав, а кто врет, кто тут «пропаганда», а кто «за правду, независимость и все хорошее» сводится к обсуждению «фактов». Это все очень интересно, порождает миллионы дискуссий, но на мой взгляд, это — «разговоры для бедных».
Вариация предыдущей иллюстрации с двумя Spider-man
3.
С системной точки зрения: нет фактов.

Есть события, данные, собранные об этом событии, и интерпретации этих данных.

Когда кто-то говорит про «факты», то мы сразу понимаем, что опущен весь путь: «Событие => Данные => Интерпретации».
А этот путь крайне, крайне важен. Почему?

4.
Введем понятие «Лейтмотив» (еще часто используется «Нарратив» в схожем значении).
Лейтмотивом мы будем называть некий общий сюжет, «мелодию», которая проходит через все произведение.
В примере с бизнесом, моим лейтмотивом было: «У нас все хорошо и будет лучше». Лейтмотивом сотрудника: «У нас куча проблем, все плохо».

5.
Лейтмотив отказывает огромное влияние на связку:
Связка: «Событие => Данные => Интерпретации».
А) Из всего, что происходит (а происходит много событий), мы, как через призму, отбираем те события, которые подходят под лейтмотив.

Я отбирал определенные события, которые можно причислить к успехам. Сотрудник — те, что можно причислить к неудачам. Медиа 1 отбирает события, подходящие под «все хорошо», а Медиа 2 отбирает события, подходящие под «все плохо».

Это несложно увидеть. Достаточно подписаться на 2 медиа, продвигающих противоположные точки зрения и заметить, как сильно будет отличаться перечень событий, которые они описывают. Если хочется заморочиться: берем медиа, фиксируем в таблицу последние 50-100 рассмотренных там тем, в соседний столбец вычленяем основной лейтмотив каждой, и смотрим, каких больше. Это будет основным лейтмотивом издания.

Б) То же самое с Данными.

Вы стоите на улице вечером и смотрите на звезды, астроном сидит в обсерватории и смотрит в телескоп. Вы с астрономом наблюдаете одно событие, но перечень данных — сильно отличается. Так же и с медиа. Наблюдая одни и те же события, они получают разные данные. Это связанно и с тем, как они наблюдают (какими инструментами), и с тем лейтмотивом, «через который» наблюдают.

В) Интерпретации.

Надеюсь, тут все понятно. Выбрав нужные события, собрав нужные данные несложно интерпретировать в рамках своего лейтмотива.
Столько вопросов к «фактам» :))
6.
Так кто прав?

Медиа 1 или Медиа 2? А как же «независимые медиа», которые рассматривают разные события и дают нейтральную оценку?
Что такое независимое медиа в терминах, описанных выше?
То, которое не продвигает никакой единый лейтмотив.
Если взглянуть на большинство медиа, которые называют себя «независимыми», понаблюдать за ними некоторое время, в голове достаточно просто сформулировать их лейтмотив. Часто это что-то вроде: «Мы знаем, как правильно», «Мы за все хорошее», «Мы против всего плохого» или «Мы независимые, верьте нам» т.д. и т.п.
Типичное «независимое медиа»
Более-менее независимым я бы рискнул назвать медиа, которое:
  • Пишет о каждом событии сразу две статьи «почему событие можно расценивать как хорошее», «почему событие можно расценивать как плохое» или совмещает две точки зрения в одной статье.
  • У которых не виден лейтмотив в отборе событий. Этот пункт важнее, т.к. «правильные независимые» обычно неплохо отрабатывают пункт А. Но лейтмотив виден именно в отборе событий, в отборе тем, на которые пишут.
Потренируйтесь, читая очередной канал или площадку, вычленять лейтмотив, это забавно. Особенно, в случае «независимых медиа».

7.
Но что определяет лейтмотив медиа?

Как это обычно бывает с системами — стейкхолдеры.

Отсюда вся эта борьба с иноагентами в разных странах.

Стейкхолдер, который обеспечивает систему ресурсами, например, финансами, — имеет большое влияние на систему, на ее лейтмотив. Часто понимание стейкхолдеров того или иного медиа является жирным указанием на продвигаемый лейтмотив.

8.
Любое нормальное государство будет продвигать лейтмотивы, полезные для его функционирования, через свои медиа.

Любой нормальный бизнес будет продвигать лейтмотивы, полезные для его функционирования, через свои медиа.
Ммм — мудрость!
Что в геополитике, что в бизнесе существует конкуренция за ресурсы: ископаемые, людские, ресурсы внимания.

В рамках конкурентной борьбы любое государство или бизнес будет пытаться усилить себя или ослабить другого.

Продвигая, в том числе, лейтмотивы, ослабляющие конкурента.

9.
Окей, а что с пропагандой?

«Пропаганда» — это слово, полезное слово, которое используется с определенной задачей.

Слово, используемое в моменты столкновений, чтобы придать вес своему лейтмотиву и ослабить чужой.
Врежем им молотом «это — пропаганда!»
Ведь, чисто технически, любая информация, что нас окружает — пропаганда. И нет смысла об этом говорить. Разве, что если мне нужно донести идею «кого правильно слушать», тогда слово «пропаганда» будет полезно.

10.
Опасно безоговорочно верить в ту или иную точку зрения, в тот или иной лейтмотив, в ту или иную «пропаганду».

Это сужает воспринимаемые события и данные, сужает возможности трактовок. Помещает в «информационный пузырь».
Читаю любое медиа, а вижу одно и то же.
Каждый из нас, кто верит, например, в «свой характер» — в таком пузыре. Подобные «пузыри» здорово ограничивают и создают много проблем. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Я же считаю, что НЕ полезно использовать слово «пропаганда» или верить в него.

Полезно помнить, что всю информацию, нас окружающую, тот или иной стейкхолдер с той или иной задачей может назвать пропагандой.

Решая те или иные свои задачи.

P.S.
Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать — эта статья тоже занимается пропагандой.

Пропагандой системного мышления. Тут вроде все понятно. Но какую мою задачу, как стейкхолдера, она решает?
Ответ логично вытекает из сути системного мышления: я, моя семья, мои коллеги и вы — части одной системы. Назовем ее [Общество].
Мы все оказываем на нее влияние, а она оказывает влияние на нас. Я могу требовать от системы [Общество], чтобы она была такой, как мне хочется. Но это не конструктивно, не полезно.

Куда полезнее влиять на читателя, знакомя с системными идеями, чтобы мы вместе влияли на систему [Общество].

А это общее влияние делало общество чуть более приятном местом.

Где, например, люди не будут обвинять и оскорблять друг друга только потому, что их точки зрения различаются.
Больше о Системном Мышлении мы рассказываем в блоге, телеграме, на открытых мероприятиях, в группах и в рамках консалтинговой работы.

Дмитрий Чебоксаров
Консультант по системной инженерии бизнес-организации. Ведущий кратко- и среднесрочных программ корпоративного обучения, спикер.
Если вам понравилось, то подпишитесь