Иногда банан - всего лишь банан. Фрейд
FAQ: Как убедить тебя поверить во все что угодно
Системное объяснение работы новых технологий и медиа.
Их влияние на тебя и мир.

1
Начнем с простого.

У меня и у тебя есть точка зрения на различные вещи.
Например, у меня.
— Трамп никакой.
— Геи в порядке.
— Путин — президент.
— Коронавирус — большие изменения.
— Ответственность: я живу в мире, на который могу влиять только частично, моя задача и ответственность — влиять, где могу, быть гибким в остальном.

У других точки зрения могут быть иными.
— СМИ демократов в США: ТРАМП — ХУДШЕЕ, ЧТО МОГЛО ПРОИЗОЙТИ С АМЕРИКОЙ.
— Либеральные СМИ в РФ: Путин — царь.
— Телеграм-каналы о коронавирусе: «Это третья мировая война»
— Госдума РФ: Запретить гей-пропаганду! Геев надо лечить!
— Представители малого бизнеса: государство должно спасти малый бизнес.
— Представители курсов личностного роста: я сам кузнец своего счастья, все зависит только от меня.

О том как так получается, и почему дискурс о «правильных» вариантах ложный — я писал тут.

2
В процессе жизнедеятельности я получаю большое число информации из мира.
Вся эта информация очень быстро проходит отбор.
В большинстве случаев вы даже не задумываетесь — просто закрываете вкладку с глупой статьей и забываете о ней.

3
Однако, как происходит процесс отбора? Вы уже догадались. Исходя из моей точки зрения. В большинстве случаев выглядит это так.
А что, если люди вокруг говорят херню? Очевидно, я начинаю с ними меньше общаться.

— Пришел на новую работу, а там Крым-Наш, Ура-патриоты — сразу написал по собственному...

— Друзья никак не могут повзрослеть и взять на себя ответственность за свою жизнь — я должен двигаться дальше, если хочу расти...

— Отписался от всех блогеров, которые в середине марта писали малограмотную чушь про статистику коронавируса, не учитывая ни задержку, ни будущий экспоненциальный рост…

4
Таким образом я окружаю себя людьми и информацией, которые подтверждает мою точку зрения в том или ином виде. Либо нейтральны к ней.
А теперь — Magic.

5
Разберемся, как в этой ситуации работают петли обратной связи.

С одной стороны: чем больше я верю, тем больше я отбираю только ту информацию, которая соответствует моей вере.
Например. Россия демократическая страна? Пффф, даже открывать статью нет смысла. Отписка.
С другой стороны: чем больше вокруг информации, которая подтверждает мою позицию, тем больше я в нее верю.
Это так называемая усиливающая петля. Одно вызывает усиление другого, второе усиливает первое.
Яркий пример подобного усиления — резкий звук, когда вы подносите микрофон близко к колонке. Звук быстро и многократно усиливается, выглядит эта петля так.

6
Таким же образом и моя позиция, многократно усиленная в процессе постоянных подтверждений от отобранных источников, становится железобетонной.

*Становится понятнее, почему более взрослые люди в среднем хуже учатся или воспринимают новое (ведь научиться — это расширить свою точку зрения на что-то новое). У них банально было больше циклов усиления своей точки зрения, своей правоты.

7
В некоторых случаях слепая вера в свою правоту приводит к радикализации сторон.
Больше верю → Хуже отношусь к другим точкам зрения → Хуже отношусь к тем, кто их разделяет → Больше вижу в них неправильное с моей точки зрения поведение (*в отобранных мною ранее источниках, подходящих под мою точку зрения) → Еще больше верю в свою правоту.

Пример. Я верю, что феминизм херня → Не терплю всей этой фем. повестки → Окружил себя примерами того, какую херню творят феминистки → Еще больше убеждаюсь, что феминизм — херня.

8
Мы разобрались выше с феноменом самоподкрепления точки зрения.

Важно заметить, что он присущ и тем вещам, которые в обществе чаще воспринимают как положительные, хорошие — толерантность, равенство, бодипозитив, карантинные меры;

так и тем, которые воспринимаются, как плохие, негативные — гомофобия, дискриминация, нетерпимость, шашлыки во время коронавируса.

9
И здесь есть тонкий момент. Как и в случае с резким звуком у микрофона, радикализация точки зрения приводит к неприятным последствиям. ВСЕГДА. Даже в случае «положительных вещей».

— Повальная толерантность к меньшинствам приводит к тому, что в США самым незащищенным становится белый гетеросексуальный мужчина средних лет. (подробнее);
— Равенство приводит к тому, что компании вынуждены нанимать менее подходящих сотрудников из меньшинств. (подробнее) Только вдумайтесь: "позитивная дискриминация", кто это придумал вообще?;
— Бодипозитив оборачивается лишь подкреплением различных нарушений пищевого поведения и ведет к увеличению больных людей (попробуйте изобразить это в виде петли).
— Карантинные меры — тут сами понаблюдайте за теми технологиями слежения, которые сейчас тестируются и вводятся.

10
Усиливающие петли приводят к крайностям, а крайности к радикализации.

А это портит даже самую лучшую для человечества идею.

Осуждения сексуального насилия в случае с Харви Вайнштейном и движение #MeToo... привело к открытой травле «виноватых» после любого публичного заявления, без суда и следствия.

А потом оказывается вот так: Джонни Депп, карьера которого была разрушена после обвинения жены в насилии, показал суду 87 видео с агрессией и нападениями с ее стороны.

11
Когда мы осознаем причиняемый вред — мы разворачиваем петлю в другую сторону.

Нужно быть здоровым и красивым (фитоняши) → Нужно принимать себя таким, какой ты есть (бодипозитив) → В гармоничном человеке все должно быть красиво (фитоняши) → и т.д.

И продолжаем движение от одной крайности к другой.
Так причем здесь новые медиа?
Как мной и другими управлять?

12
Мы как раз подходим. Давайте рассмотрим бизнес медиа с точки зрения петель.
Чтобы заработать денег, а это одна из задач любого бизнеса, включая медиа, необходимо давать людям тот контент, который больше просматривают, а просматривают — тот, что больше подходит под точку зрения.
В рамках подобной петли, я как блогер, медиа, если хочу больше зарабатывать — должен давать максимально подходящий (лайкаемый и просматриваемый контент).

Кстати. А какой контент более просматриваемый? — более простой в потреблении. Движение к более простому контенту (статья → пост в ТГ) и к более простым форматам (текст в газете → короткое видео в тиктоке) - тренд последнего десятилетия.

13
Но если у нас нет задачи максимизации прибыли. Если у нас задача сформировать определенную точку зрения?

Например, для политических задач. Если вы разобрались, как работает петля самоподкрепления, то вам понятно, что нужно поместить человека в среду, окружить его информацией, подкрепляющей нужную вам точку зрения.
Но мы же знаем, что он «закроет вкладку», что он будет «отторгать» неподходящую под его картину мира информацию.

Верно.

Но если действовать последовательно, небольшими шагами и с разных сторон — этого можно добиться (подробнее о механизме этих небольших последовательных шагов — в моем видео про дрессировку).

14
Так как мне заставить поверить вас во все что угодно?

Предположим, я — Гусь. И мне нужно выиграть ближайшие выборы президента. Смешно? Увидим. ????
Предположим, у меня есть возможность показывать вам нужную мне информацию нужным способом. Что я сделаю:

— Я расскажу вам о том. что Гусь — новая веха, глоток свежего воздуха.
— Что Гусь, наконец, сможет победить укоренившуюся коррупцию и панибратство, ведь у Гусей ее нет.
— Я покажу исследования неких ученых, которые говорят о преимуществах Гусей в гос. управлении (2 ученых из миллиона, но про других я вам говорить не буду).
— Я покажу вам посты 2-х из 500 ваших друзей, которые пишут, что голосовать за Гуся — прикольно (разумеется, остальные 498 считают это тупостью, но их комментарии и посты я показывать вам не буду).
— Я покажу вам всю грязь, которую допускают люди, будучи президентами, в ютуб-видео.
— Я покажу вам, как люди, которых вы уважаете, репостят посты в поддержку Гуся (я найду хоть парочку из десятков, а остальных, разумеется, не покажу).
— Я покажу вам видео с теми, кто поддерживает президента-человека. Ты увидишь, какие они мерзкие и лицемерные. Неужели ты хочешь быть на них похож?
— Может я и Гусь, но люди-президенты — еще хуже.
— Я устал от всего старого и готов к кардинальным переменам. Вы устали и готовы? Так давайте уже сделаем нашу страну великой снова!

Помножьте это на год такой информации. Много-много циклов подкрепления.

Кажется невероятным? Отнюдь. Именно это и провернул Трамп.

Для тех, кто хочет посмотреть как это было:
Wall Street Journal — демонстрация того, как использовалась лента фейсбука (тут);
New York Times — о том как использовались рекомендации ютуба (тут).

15
Технологии + инфополе + петля подкрепления + много циклов подкрепления → нужная точка зрения.

Эти технологии используются в политике.
В маркетинге.
В сектах.
В религиях.
В обучении.
В сообществах.
В лидерстве и управлении.
В пандемии и контроле.
Добро пожаловать в новый мир!
На программах по системному мышлению мы разбираем видимые и невидимые факторы, оказывающие влияние на нас и наши жизни.Учимся сначала их видеть, потом корректировать, а после — использовать в своих интересах. Рекомендуем начать с Базового курса.

Больше материалов по системному мышлению в нашем блоге и tg-канале, а также на наших открытых лекциях CМ-talks
Чебоксаров Дмитрий
Консультант по системной инженерии бизнес-организации. Ведущий кратко- и среднесрочных программ корпоративного обучения, спикер. Основатель агентства performance-маркетинга "Tesla Marketing"
Если вам понравилось, то подпишитесь

Made on
Tilda