экология разума

Плацебо — это не ЧТО,
а КАК

с системной точки зрения
Немного терминологии
Плацебо является в высшей степени интересным феноменом. Чтобы вести разговор о нём, полезно начать с определения. Заглядываем в Википедию и читаем: «Плаце́бо (от лат. placebo, букв. — «буду угоден, понравлюсь») — вещество без явных лечебных свойств, используемое для имитации лекарственного средства в исследованиях, где оцениваемый эффект может быть искажён верой самого пациента в действенность препарата, или для улучшения самочувствия пациента в случаях отсутствия более действенного лекарственного средства. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой».
Если честно, я был потрясён этим определением. Точнее, его «плоскостью» и «линейностью». Нельзя сказать, что оно неправильное, оно вроде бы описывает то, что действительно происходит и делается. Но само описание крайне анти-системное. Чтобы уж совсем «добить» читателя, в статье Википедии приведено фото некоего препарата с подписью "Фальшивое лекарство «Чудесное исцеление!», обобщенный пример плацебо". То есть поставлен знак равенства между фальшивым (ненастоящим?) лекарством и плацебо.

Фальшивое лекарство «Чудесное исцеление!», обобщенный пример плацебо
Плацебо через системный подход
Давайте всё же попробуем поговорить системно. Эффект плацебо безоговорочно признан официальной медициной. Чтобы доказать свою эффективность, любой новый препарат должен в испытаниях продемонстрировать значимо более выраженное действие на организм пациентов, чем плацебо. Исследователи понимают, что плацебо свой эффект (улучшение самочувствия, а то и состояния больного) проявит обязательно, а вот сможет ли новый препарат, на который они надеются, превзойти этот эффект?

Если мы пытаемся ответить на вопрос, что такое плацебо, то получаем нечто вроде: «это нейтральное вещество, которое "притворяется" лекарством и производит некоторый положительный эффект на организм больного». Отсюда же, видимо, рождается идея о том, что фальшивое лекарство, заявленное как чудодейственное средство, но не содержащее каких-либо веществ, действующих на биохимическом уровне, тоже можно назвать плацебо.

С точки зрения коммуникативного системного подхода плацебо — это символ, знак лекарства. Пациент принимает какое-то средство, которое выглядит как лекарство (и по идее может быть лекарством на самом деле), после чего чувствует улучшение состояния. При этом мы знаем, что биохимически никакого значимого действия плацебо произвести не могло. Тогда откуда же взялся эффект? Он явился следствием коммуникации, звеном в отношениях между врачом, пациентом и учреждением, где происходит лечение.
Итак, в этот момент нам уже понятно, что следует отказаться от идеи, что плацебо — это вещество, и прийти к мысли, что плацебо — это форма коммуникации. В самом деле, какое вещество может выполнять функцию плацебо? Да любое! Это может быть тальк, сахар, белая глина — от природы самого вещества эффект не зависит. Эффект является результатом непростого взаимодействия между людьми в контексте лечения.

Интересно, что даже на неофициальном уровне врачи передают друг другу мудрость, связанную с тем, «какое плацебо эффективнее». Известно, что "простые" люди считают, что таблетка действует тем сильнее, чем она больше. Если такой человек получает большую таблетку он радуется и прямо сразу начинает чувствовать, как она действует. Более «искушённые» пациенты понимают, что сильнодействующие средства, как правило, применяются в небольших дозах, поэтому «самые сильные» таблетки — это маленькие, белые и неприметные.
Система «Плацебо»
Попробуем рассмотреть ту самую коммуникативную систему, которая создаёт эффект плацебо.

Первое.

Предположим, пациент находится в клинике (больнице, госпитале). Многое зависит от того, как он относится к этому учреждению: комфортно ли ему в этих стенах, есть ли у учреждения хорошая репутация, воспринимаются ли сотрудники, как компетентные и заботливые. Если репутация сомнительная, стены обшарпанные, сотрудники грубые и невнимательные, то никакого заметного плацебо-эффекта может и не быть.


Второе.

Отношения с лечащим врачом. Каков он — лечащий врач — с точки зрения пациента? Достаточно ли знающий, опытный, уважаемый? Внимательно ли слушает, заботливо ли расспрашивает, отвечает ли сам на вопросы пациента? Объясняет ли свои действия? Уважительно ли держится в разговорах? Можно ли считать, что он всерьёз заинтересован в положительных результатах лечения, реально хочет помочь? Если пациент не доверяет врачу, то и не ждёт ничего хорошего от него.
Третье.

Отношение пациента к себе, своему здоровью, к перспективе своего выздоровления. Как он считает, насколько серьёзно болен? Видит ли хорошие перспективы лечения? Верит ли в возможность излечения? Хочет ли страстно этого излечения? Описаны случаи, когда пациенты в тяжёлом состоянии, больные смертельным заболеваниям, услышав о том, что их начали лечить пока ещё не вполне исследованным, но многообещающим препаратом, отмечали резкое улучшение здоровья и возвращались к жизни.
Итак, вот что необходимо, чтобы эффект плацебо проявлялся и приносил пользу. Положительный настрой пациента в отношении своего заболевания и перспектив излечения, уважительные и доверительные отношения с лечащим врачом, положительное отношение к той больнице, в которой он проходит лечение. Когда все эти непростые отношения выстроены и поддерживаются, и у пациента есть ожидание, что вот сейчас он получит сильнодействующее средство, тогда сам факт (акт — действие) того, что ему дают какое-то вещество, «обозначенное» как сильнодействующее средство, перестраивает функционирование организма так, что возникает улучшение.

На мой взгляд, этот процесс, достаточно сложный и тонкий, не имеет ничего общего с мошенничеством. Можно дополнить, что и врач, со своей стороны, должен быть заинтересован в положительном эффекте лечения и быть уверенным в том, что предлагаемый препарат подействует. Эта уверенность тоже передаётся в коммуникации: врач в своём поведении проявляет оптимизм и уверенность, и эти поведенческие признаки считываются пациентом, поддерживая его собственные оптимизм и уверенность.

Можно сказать, что плацебо — это также проявление действия механизма самореализующегося пророчества. Пророчество в данном случае заключается в том, что «это средство непременно подействует». Оно поддерживается всей коммуникацией в системе: пациентом, врачом, другими специалистами, и организм пациента, насколько может, изменяет свою работу так, чтобы это пророчество оказалось истинным.
Примеры
Яркий и хорошо знакомый литературный пример плацебо — «Волшебник страны Оз». Как вы помните, Страшила, Железный Дровосек и Лев приняли от Волшебника соответствующие снадобья и вещи с уважением и некоторой опаской, и прямо сразу почувствовали, как меняется их жизнь. Желаемые качества у каждого из них явно усилились! По крайней мере, субъективно они это почувствовали, а контролируемого исследования с ними никто не проводил… При этом фактически ни снадобья, ни булавки, ни искусственное сердце не имели прямого отношения к этим желаемым качествам.
Если вынести разговор о плацебо за рамки медицины, то похожий эффект можно встретить в коммуникации повсюду. Например, человек желает улучшить какие-то навыки. Он выбирает соответствующие тренинги, знакомится с тренером (и проникается к нему доверием и уважением), платит немалые деньги. После этого он приходит на тренинг, слушает, записывает, выполняет упражнения, играет — и чувствует, что в нём что-то меняется. Всё это вместе — ожидания, уважение к тренеру, потраченные деньги, участие в упражнениях и ритуалах — создаёт стойкое впечатление, что жизнь изменилась, нужный навык появился или усилился.

Речь здесь не идёт о том, что любой тренинг представляет собой плацебо. Уточним: эффект плацебо вносит свой вклад в результат любого тренинга или обучения. Мы ожидаем чего-то, верим, и самореализующее пророчество сбывается. В некоторых случаях плацебо — это действительно основной действующий механизм. Даже если больше ничего нет, некоторое улучшение всё равно возникает.
Резюме
Какие выводы мы вам предлагаем? В мире людей любые действия и любые вещества являются фактами коммуникации. Важно не только то, как вещество действует на клетки организма, важно то, как воспринимается приём этого вещества самим пациентом, какие надежды и ожидания связаны с этим препаратом. Иногда эти надежды и ожидания «перевешивают» биохимический эффект или, во всяком случае, существенно его дополняют.

Результат коммуникации всегда зависит от контекста, от тех отношений, в рамках которых коммуникация происходит. Оказывается, важен не только сам факт того, что пациенту дали ожидаемую таблетку, но и то, какие отношения уже сложились до этого в системе коммуникации, называемой «лечением». Если вы хотите получить выраженный эффект от какого-то своего действия, позаботьтесь о том, чтобы в момент совершения этого действия отношения в системе уже были налажены.
И ещё одно. Не ищите простых причинно-следственных связей! Рассматривайте систему коммуникации во всех подробностях и нюансах. В коммуникации любое различие (например, во внешнем виде таблеток или улыбке врача), способное вызвать различие (в состоянии больного), оказывается важным. Помните про уверенного доброжелательного врача, дающего маленькие белые невзрачные таблетки! :)
Больше о Системном Мышлении мы и рассказываем в блоге, телеграме, на открытых мероприятиях, в группах и в рамках консалтинговой работы.

Дмитрий Шипотько
психолог, психотерапевт, с 20-ти летним опытом работы.
Если вам понравилось, то подпишитесь