Следующий вопрос: а как же действуют мотивация или желание "изнутри", как переживает сам сотрудник изменение своих отношений с обучением и работой? Что позволяет ему выполнять большой объём непростой учебной работы, справляться с трудностями и не отступать перед неудачами? Возможно, первое в этом списке — предвкушение награды. Думает он примерно так: "Да, сейчас мне нелегко, зато когда я справлюсь и овладею этим сложным предметом, у меня начнётся совсем другая жизнь. У меня будет больше денег, а значит, больше возможностей! А ещё я займу пост руководителя отдела, буду более влиятельным человеком в компании". Значит, в трудные минуты, во время сомнений он "лечит" себя позитивными мыслями, радостными представлениями о том, как изменится его жизнь БЛАГОДАРЯ нынешним усилиям, В РЕЗУЛЬТАТЕ текущего труда. Он напоминает себе о причинно-следственной связи между трудом и нужным результатом, о смысле обучения. Смысл этот для него выражается фразой "через тернии к звёздам" (per aspera ad astra).
Настал подходящий момент, чтобы сказать о том, как руководителю удалось мотивировать подчинённого. Процесс мотивирования в данном случае состоял в том, что руководитель:
- предложил подчинённому ту деятельность, которая желательна для компании,
- предложил конкретные и понятные выгоды для подчинённого (зарплата, карьера) и в) связал эти два предложения причинно-следственной связью — "делай, и будет!"
Можно сказать, что мотивация сработала, если подчинённый поверил руководителю, принял такую картину мира, начал действовать так, как будто эта причинно-следственная связь верна. "Правильно мотивировать человека" — это значит помочь ему создать такую достоверную позитивную картину, где нынешний труд имеет смысл, так как несёт с собой лучшее будущее.
Но далеко не всегда в сфере мотивации всё бывает хорошо и безоблачно. Вот какие трудности могли встретиться. Первое — подчинённый мог не поверить начальнику. В силу разных причин: был негативный опыт, а может быть, обещания выглядят нереалистичными. А может быть, обещания вполне реалистичны, но не выглядят для сотрудника достаточно привлекательными: "Такое будущее меня не очень-то интересует, я не стану надрываться ради него!" Может быть и так, что сотрудник взялся трудиться всерьёз, но обучение оказалось реально сложной работой, потребовало очень серьёзных усилий. И тогда он взялся взвешивать, считать, достаточным ли будет вознаграждение за его усилия, оправдает ли такие жертвы? И вдруг на каком-то этапе решил, что игра не стоит свеч. Возможен и другой вариант — сотрудник не справился с задачей, не смог ответить на поставленные вопросы, допустил ошибки в практике, в общем, потерпел неудачу. И тогда решил, что ничего ему не светит, не хватает способностей, знаний, внимания, усидчивости, интеллект низкий или ещё что-то в этом роде. Разочаровался в себе и бросил учение на полпути. Как бы ни было привлекательно обещанное будущее, на практике оно оказалось недостижимым. Может быть и такая своеобразная причина, как протест. "Вот ещё, я не позволю этому самодуру решать, чем мне надо заниматься! Он не будет указывать мне, что делать!"
А ведь руководитель сделал всё хорошо и правильно! Но одних его усилий оказалось недостаточно. Мотивация — дело рук (точнее мышления) самих мотивируемых! :) Чтобы быть по-настоящему успешным и воспользоваться предложенным шансом, сотруднику надо проделать ещё и правильную внутреннюю работу в следующих направлениях. Во-первых, установить внутреннюю непротиворечивость, то есть понять, решить для себя, верит ли он обещаниям начальника? Согласен ли с его доводами, не чувствует ли протеста и возмущения? Во-вторых, честно взвесить предстоящие труды и возможное вознаграждение, сходится ли баланс? Не возникнет ли разочарования на завершающих этапах?