1:59:40, или как работают ментальные модели
В минувшую субботу, 12 октября, утром в Вене 34-летний кениец по имени Элиуд Кипчоге сделал то, что десятилетиями казалось невозможным. Он первым в мире выбежал марафон из двух часов!
Достижение Кипчоге для нас хороший повод, чтобы поговорить о том, как работают ментальные модели. Так в системном мышлении мы называем глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. «Ментальные» — потому что они существуют в нашем уме и формируют наши действия, а «модели» — потому что мы строим их на основе своего опыта.

Марафонский забег Кипчоге можно было наблюдать онлайн. В одном только Youtube ближе к финишу за попыткой кенийца выбежать из двух часов следили 550 тысяч человек. После успеха многие известили своих френдов о новом человеческом достижении в Facebook. Впрочем, в российском беговом сообществе мнения разделились. Некоторые попытались «открыть глаза» остальным на то, что в реальности произошло. Ведь рекорд Кипчоге — неофициальный, а значит произошедшее, с их точки зрения, к спорту прямого отношения не имеет. Это представление, шоу. Вот, например, статья об этом от эксперта в области беговых соревнований, написанная в скептическом духе. Впрочем, мы считаем иначе: достижение Кипчоге к спорту имеет самое непосредственное отношение. Какое? Оно скорректировало наши ментальные модели! И, судя по всему, официальный мировой рекорд не за горами.
Прорыв Роджера Баннистера
Впрочем, начнем издалека. Около 65 лет назад, 6 мая 1954 года, на университетском стадионе в Оксфорде (Британия) произошло историческое событие. Впервые в истории бега англичанин Роджер Баннистер пробежал классическую дистанцию в милю быстрее четырех минут! Если точнее, за 3:59.4. (Похоже на достижение Кипчоге, верно?)
Роджер Баннистер: первым в мире выбежал милю из 4 минут.
Здесь важно учесть, что в те годы бег на милю был в центре внимания общественности. В августе того же года рекордсмен Роджер Баннистер в финале Игр Британской Империи сошёлся с легендой из Австралии Джоном Лэнди. Тот забег прозвали «Милей столетия». За его ходом по радио следили более 100 миллионов слушателей и миллионы смотрели по ТВ. Учтите, что людей на планете жило тогда намного меньше.

Накануне достижения Баннистера многие считали, что выбежать из четырех минут милю невозможно. Но Баннистер верил. Говорят, что для того чтобы выбежать из 4 минут было психологически легче, он разбил 4 минуты на 240 секунд и поставил цель — пробежать милю за 239 секунд. Такой фрейм помог ему ещё больше поверить в то, что это возможно.

Интересно, что после достижения Баннистера многие другие легкоатлеты выбежали из 4 минут. Уже на следующий месяц австралиец Джон Лэнди установил новый мировой рекорд — 3:57.9! Именно с ним Баннистер состязался на «Миле столетия». Баннистер тогда пришёл на финиш первым с результатом 3:58.8.
Видео: Миля столетия. Финал Игр Британской Империи, в котором соревновались два легендарных легкоатлетабританец Роджер Баннистер и австралиец Джон Лэнди.
Любопытно, что через 3 недели после рекорда Баннистера первая женщина в истории выбежала милю из пяти минут. Ей стала британка Диана Лезер. Из 4 минут женщины милю так и не выбегали.

Сегодняшний рекорд на милю принадлежит марокканскому бегуну Хишам эль-Герруж. В 1999 году он пробежал милю за 3:43.1. Рекорд же на милю среди женщин принадлежит российской спортсменке Светлане Мастерковой: в 1996 году она пробежала милю за 4:12.6.

Через системное мышление интересно посмотреть, как легко легкоатлеты смогли преодолеть в 1954 году заветный рубеж в 4 минуты. После рекорда Баннистера другие спортсмены стали иначе смотреть на возможность выбежать милю из 4 минут. С новыми скорректированными ментальными моделями стало проще преодолеть заветный рубеж. Правда, преодолеть его смогли только те, кому это было по-настоящему нужно: на сегодня это около 1300 атлетов со всего мира.
«Ненастоящий» рекорд Кипчоге
В 1954 году мировой рекорд сразу был побит «по-настоящему». Марафонский рекорд сперва побили неофициально. Можно предположить, что технологии того времени не позволяли обеспечить существенный выигрыш. Сегодня технологии правят балом. Почему рекорд Кипчоге неофициальный? Во-первых, пейсеры на дистанции постоянно сменялись. Так быть не должно, если подается заявка на официальный рекорд. И это не только психологически упростило задачу Кипчоге, но и обеспечило ему аэродинамическое преимущество. Пейсеры взяли на себя сопротивление воздуха: Кипчоге было легче бежать внутри такой колонны. Этот эффект особенно эффектно проявляет себя в велоспорте, но в случае бега на скорости 21 км/ч он уже заметен.

Во-вторых, питание Кипчоге передавали с велосипеда. Наконец, в третьих, использовались специальные кроссовки с повышенной амортизацией. Кроме того, нет определенности насчет использования допинга в этом забеге. Все эти моменты позволили сэкономить Кипчоге какое-то количество секунд, что и нужно было, чтобы держатель официального рекорда на марафонской дистанции (2:01.39, Берлинский марафон, 2018 год) смог уверенно выбежать из 2 часов.
Действующий рекордсмен мира Элиуд Кипчоге неофициально побил свой собственный рекорд.
Что мы имеем теперь? Заветный рубеж преодолен. Ментальные модели ведущих марафонцев корректируются и можно предположить, что официального рекорда осталось ждать недолго.

Судя по всему, значительные прорывы в той или иной области часто происходят по определенной схеме.

Этап 1: самоисполняющееся пророчество. Герой прорыва или близкий ему человек верит, что нечто возможно, осуществимо. Как правило, он ложным образом определяет ситуацию, слишком оптимистично, но его убеждение провоцирует новое поведение, при котором первоначально ложное представление становится истинным. В данном случае сам Кипчоге, нынешний рекордсмен мира, поверил, что выбежать из 2 часов возможно, но чтобы обеспечить такой прорыв в течение его спортивной карьеры понадобился набор трюков, которые позволили сэкономить секунды и десятки секунд.

Этап 2: корректировка ментальных моделей. Новое достижение становится известно обществу или сообществу профессионалов. Этот факт корректирует ментальные модели, наши представления о возможном и невозможном. В итоге с новыми ментальными моделями люди начинают действовать иначе, а эти действия уже приводят к желанным результатам. Например, можно предположить, что прорыв Кипчоге уже сейчас вдохновил несколько десятков марафонцев отважиться на покорения рубежа в 2 часа в рамках обычного марафона. Новые ментальные модели предполагают новое поведение, а значит вероятность осуществить прорыв официально значительно повышается. Вопреки строгой материалистической точки зрения, наши ментальные модели (они — объект изучения психологии и других дисциплин) существенно влияют на результат, о чём говорят, например, случаи исцеления при приеме плацебо.
От лирики к практике
Но что в историях с Баннистером и Кипчоге мы можем почерпнуть для себя? Например, желательность корректировки наших ментальных моделей. Скорректированные ментальные модели ведут к новым действиям, которые могут завершиться прорывом, а если не прорывом, то необычным нестандартным достижением.

Как можно скорректировать ментальные модели? Визуализировать, представлять, что то, к чему стремитесь, уже стало реальностью. Именно по этой схеме «ментально» тренируются некоторые профессиональные спортсмены. Ещё одна возможность — найти группу единомышленников, с которыми этот образ будущего можно разделить. Новые модели — новые действия.

Ну а если новые действия уже стали осуществляться, то важно не забывать про образ будущего. Часто люди заменяют новое поведение старым — судя по всему, это происходит, когда на смену образу будущего или новой ментальной модели снова приходит старая. Например, когда человек не получает быстрых результатов и разочаровывается в своих представлениях или когда в силу тревожности заменяет новую модель старой и привычной. Так, если марафонец, узнав о достижении Кипчоге, сделает вывод, что всё это трюкачество и фокусы, к большому спорту неприменимые, то несмотря на факт преодоления двухчасового барьера, его ментальные модели останутся прежними. Более конструктивным выглядит подход, когда атлет осознает, что у кенийского рекордсмена была фора, но он не обесценивает факт случившегося, а напротив видит в этом очередную ступень к будущим результатам.

Наконец, самый напрашивающийся вывод из субботней истории в Вене: прежде, чем сделать что-то «официально», как было задумано, замените полный вариант ограниченным, чтобы поверить в возможность осуществления задуманного. Затем уже сделайте это «официально».
P.S. 13 октября 2019 года, в воскресенье, на Чикагском марафоне был установлен новый мировой рекорд в марафонском беге среди женщин. Кенийка Бриджит Косгей пробежала 42,2 км за 2:14.04. Прежний рекорд в марафонском беге, считавшийся «вечным», принадлежит британке Поле Рэдклифф. Он был установлен 16,5 лет назад.
Несколько фактов о рекордном марафоне в Вене
1
В мае 2017 года Кипчоге в рамках рекламного забега Nike уже попытался пробежать марафон менее чем за два часа — но тогда его результат составил два часа 25 секунд. Это достижение тоже было не официальным.
2
Рекорд не может быть ратифицирован, поскольку мероприятие проводилось не под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) и не соответствовало официальным требованиям.
3
Прорывной марафон в Вене проходил в рамках проекта Ineos 1:59 Challenge, который финансирует британский бизнесмен, владелец нефтехимической компании Ineos Джим Рэтклифф. Миллиардер Рэтклифф охотно инвестирует в топовые спортивные мероприятия — владеет британской командой, участвующей в самой престижной в мире яхтенной гонке America's Cup, французским футбольным клубом «Ницца» и профессиональной велокомандой, выигравшей Tour de France-2019.
4
Официально Ineos 1:59 Challenge проводился с идеей показать людям, что способности человека безграничны и вдохновить других спортсменов тоже выбежать марафон из 2 часов. Хештег мерприятия: #NoHumanIsLimited (в вольном переводе #НетПределовВозможностямЧеловека)
5
На Кипчоге во время забега были новые кроссовки Nike Vaporfly. Эти кроссовки с карбоно-фибровыми вставками в подошвах использовались в пяти последних рекордных марафонах, и критики считают, что их необходимо запретить на официальных соревнованиях из-за слишком сильного влияния на результат.
Николай Корзинов
системный инженер, методолог.
Если вам понравилось, то подпишитесь