экология разума

Как мы кодируем информацию

Предполагать, что если вы сказали «Я люблю тебя», человек на той стороне принял и понял ваше «Я люблю тебя» так, как это делаете вы — крайне опрометчиво.
Пока не существует прямой передачи опыта того или иного события между людьми.
Вместо этого, имеет место сложный процесс кодирования.
Процесс кодирования
  1. С вами что-то происходит, чем вы хотите поделиться.
  2. Вы неосознанно выделяете (абстрагируете) значимые для вас детали этого события (на основе вашего предыдущего опыта значимого).
  3. Вы кодируете это «значимое» для вас в слова:
    ◉ на основе вашего совестного аппарата;
    ◉ языковой системы;
    ◉ культурных норм, норм среды и опыта подобного кодирования;
    ◉ приобретенного опыта кодирования в прошлых (детство) и текущих контекстах (как у нас принят среди коллег) и т.д.
  4. Эти слова получает собеседник (если нет технических сложностей, например, помех, тогда он слышит лишь часть).
  5. Из них неосознанно он выделяет (абстрагирует) значимое для него (на основе его предыдущего опыта значимого).
  6. Оставшиеся слова он декодирует из слов в образы, в свой опыт, на основе:
    ◉ своего предыдущего опыта;
    ◉ опыта близких;
    ◉ языковой системы;
    ◉ культурных норм и норм среды, где находится собеседник;
    ◉ приобретенных принципов декодирования и так далее.
  7. Эти образы собеседник накладывает на свой предыдущий опыт.
  8. Исходя из результата наложения (различия) у собеседника появляется или не появляется реакция, с ним что-то происходит или не происходит.
  9. Далее, начиная с пункта 1 в обратную сторону.
Поэтому тот факт, что вас кто-то понял или вы кого-то поняли, не само собой разумеющееся, а большое достижение и благо.

А когда этого понимания нет, когда начинается спор — стоит искать проблему не в человеке напротив, и даже не в себе.
А в самом процессе кодирования и декодирования сообщений.
Почему важно разбираться в кодировании? ????
Для успешной коммуникации. А не понимая этот процесс и его нюансы, можно провалиться, получить обратный результат.
Демонстрирую на примере.

Ситуация

Предположим, одна сторона пытается добиться от другой нужного поведения. Пусть это будет мама, которая хочет, чтобы ребенок перестал хулиганить ;))

Кодирование мамы

Ей нужно донести свои чувства и пожелания до ребенка. Для этого необходимо облечь их в слова. Из своего опыта воспитания благородных девиц мама знает, что худшее наказание — общее порицание. Поэтому считает, что может добиться своего, добившись всеобщего порицания ребенка.

Нужно, чтобы дети ополчились на хулигана и сами наказали его.
А для этого нужно сделать жизнь его друзей-детей невыносимой. Запретить играть рядом с домом в мяч, пользоваться фонтанчиком с водой, перестать делиться фруктами из сада и, конечно, не отдавать им велосипеды, что друзья неосмотрительно оставили у нее во дворе....

«... и это теперь вам запрещено! Образумьте его, и тогда я сниму запреты» — говорит мама друзьям мальчика.

Ах, негодница, как же тонко играет! ????
Декодирование ее сообщения друзьями

«... и это теперь вам запрещено! Образумьте его и тогда я сниму запреты»
Из этого сообщения было выделено значимое: «Запрещено! Образумьте — сниму».

Но по-прежнему оно еще ничего не значит, необходимо декодировать его на основе СВОЕГО опыта.

А какой опыт друзей? В какой среде они растут?
◉ Где их постоянно притесняют, постоянно кто-то старше, выше, умнее: в школе, дома, тут.
◉ Где, чтобы выжить (школа), необходимо объединяться в группы, «в стаи» — одиночкам сложно.
◉ Где они просто хотят поиграть, никого не трогают и никому не мешают, но взрослые вечно влезают.

Как будет декодировано сообщение с учетом этого опыта?

Например: «Очередной взрослый диктует условия, давит, ухудшает нашу жизнь».Какую реакцию мы получим, исходя из их опыта?
Ничего нового — объединиться против них в стаю, чтобы проще было противостоять злым взрослым.

В итоге

Мама ожидала осуждения и поддержки со стороны детей, а дети, наоборот, объединились с хулиганом.

Вывод

Тот, кто проектирует стратегию коммуникаций для «мамы» — просто фееричный идиот, который даже на секунду не задумался о том, насколько другая система «сын», и не учел особенности кодирования этой системы.

Либо он гений, просто «не в ту сторону сражается», а это многоходовка по «сплочению» ))
Больше о Системном Мышлении мы рассказываем в блоге, телеграме, на открытых мероприятиях, в группах и в рамках консалтинговой работы.

Если вам понравилось, то подпишитесь