1. Существует «истина», которая «делает свободными». Эти слова я заключаю в кавычки не потому, что они вызывают несогласие или несерьёзно воспринимаются. Просто пока непонятно, о чём идёт речь, какие идеи стоят за этими словами. Попробуем раскрыть кавычки и наполнить слова смыслом, соотнести со своими взглядами и своей жизнью.
«Истина» — вероятно, это некоторая идея, которая воспринимается человеком как правильная, соответствующая его вИдению мира, его жизненному опыту и размышлениям. Та идея, которая подтверждается жизнью. Хорошо. Но вспомним, что ещё есть слово «банальность». Банальность (вроде бы) — это тоже что-то правильное, что всем известно и постоянно подтверждается.
Чем же тогда истина отличается от банальности? Возможно, тем, что банальность тривиальна и вписана в привычный порядок вещей. Это различие, которое «не создаёт различий» (в противоположность определению понятия «информация» у Г. Бейтсона). Все знают, что Волга впадает в Каспийское море, но если это никак не меняет жизнь конкретного человека, то для него является банальностью.
Истина же может быть не очевидна, скрыта до поры до времени. Она открывается, становится вдруг известной, рождает инсайт или, говоря по-другому, просветление. И, что критически важно, она влияет на жизнь человека, меняет её каким-то образом. Узнавший истину человек живёт не так, как жил до того, как узнал её. В связи с этим более понятными становятся следующие слова.
«Делает свободными» — это как раз и есть воздействие истины на жизнь людей. Есть истины, которые освобождают. Что же значит «освободить» человека? Это значит дать ему возможность действовать за рамками выученных ограничений, преодолеть установленные ранее барьеры прежних истин: «Quod licet Jovi, non licet bovi», «Рождённый ползать летать не может», «Не растут уши выше лба». Некая истина может раскрыть человеку глаза на то, что возможно или позволительно делать что-то, о чём раньше и помыслить не получалось.
2. У освобождающих истин есть серьёзная проблема — «их невозможно объяснить, просто дать и взять». Истина, как и любая идея, — не вещь! На самом деле, она не берётся и не даётся, не перекладывается из одного кармана в другой. Один человек вполне может сформулировать ту истину, которая его освободила, и написать её на бумаге или на пергаменте (да хотя бы и на заборе!), высечь на скрижалях. Но это ещё не будет значить, что он её кому-то «передал». Процесс передачи или объяснения истины — это коммуникативный процесс. Он включает в себя нескольких участников. Один сообщает истину доступными ему средствами, другие — воспринимают, осмысливают, понимают и применяют. И на каждом из этих шагов — изложение, восприятие, осмысление, понимание, применение — возможны ошибки и искажения. Коммуникативный процесс может прерваться на любом из них. Именно поэтому так редко истина доходит до адресата.
3. «Она абсолютно завязана на личный опыт». Это всё о том же. Истина, во-первых, всегда существует в переживаниях, в картине мира конкретного человека. Не может быть «истины вообще» или «истины вне человеческих переживаний». Во-вторых, истина обязательно практична, на основании её человек действует. Действует, опять же, в своей, а не в чьей-то ещё жизни. То, что для одного человека истина, то для другого — банальность, для третьего — полная ерунда, а для четвёртого вообще не существует. С освобождающими истинами всё ещё сложнее. Если принять, что освобождение — это отказ от былых ограничений, способность переступить через них, то надо сразу учесть, что и ограничения у всех людей разные. Истина, которая помогла человеку преодолеть страх темноты, может оказаться совершенно бесполезной для того, кто темноты никогда не боялся.
4. «Вопреки известной формуле человек рождается несвободным». Вот это очень полемичная фраза! Думаю, многие бы приверженцы той самой известной формулы с ней совершенно не согласились бы. Она достойна отдельного глубокого обсуждения, об этом лучше поговорить отдельно.
5. «Однако механическое повторение действий, призванных якобы освобождать человека, решительно ничего никому не даёт». Эта фраза многое проясняет и подтверждает из уже сказанного. Легче всего привести пример. Допустим, человек узнал, что медитация освобождает от тяжёлых мыслей, неврозов, болей физических и душевных, от суеты, зависти, грусти. И решил этот человек медитировать! В дополнение ко всем повседневным делам стал по полчаса утром и вечером сидеть в позе лотоса и наблюдать за дыханием. Станет ли он свободнее? Будет ли для него медитация открытием освобождающей истины? Возможно, но сомнительно. Весьма вероятно, что он будет страдать — от того, что долго сидит в неудобной позе, тратит по часу в день на бессмысленное занятие, не может избавиться от назойливых мыслей. Хуже всего, он будет переживать из-за того, что других-то людей медитация освобождает, а у него опять всё криво и убого. Возможно, ему «не дано», он — «человек второго сорта»... Вот что получилось: человек открыл для себя истину о собственной ограниченности и бесполезности попыток измениться!
Ключевая идея — механическое повторение. Механическое, то есть, по сути непонятое, неосмысленное, чужеродное, выполняемое по навязанной необходимости (кто-то подсказал, написал, убедил). А раз это действие выполняется по навязанной необходимости, то ни в коем случае не становится освобождающим. Опять можем констатировать: где-то в коммуникативной цепи передачи истины произошёл обрыв, нужный (или лучше сказать «полезный») смысл до адресата не дошёл.
6. «Один находит свободу там, откуда другой на неё сбегает». Здесь тоже проще всего с примерами. Кто-то охотно и с облегчением увольняется с жёстко регламентированной работы, где убийственный распорядок рабочего дня и суровое начальство. Для уволившегося это будет акт прорыва на свободу, поиск (и нахождение) освобождающей истины. Для другого же человека именно поступление на такую работу является тем самым освобождением. Например, от необходимости принимать решения в процессе работы или от необходимости отвечать за других. Возможно, от гордыни или завышенных претензий. Может быть, этот человек учится освобождаться от негативных эмоций по поводу претензий к нему со стороны босса. В общем, как уже было сказано, освобождающие истины не могут быть универсальными, так как всегда существуют в жизни и картине мира конкретного человека и освобождают его, если это возможно.