Путь к системному мышлению

Написано в 2018г.
Будучи СЕО рекламного агентства, я постоянно фокусировался на задачах развития: самого агентства и ключевых клиентов. И довольно быстро понял, что «голый» маркетинг, которым мы занимались, не помогает.

Начинали работать с компанией, закрывали вопрос привлечения, а дальше с каждым новым клиентом упирались в другие ограничения их бизнесов:

1. У одних продажники слишком заняты показами, чтобы оперативно работать с лидами.
2. У других пельмени слипаются при доставке, и новые клиенты остаются разочарованы.
3. IT-продукт на уровне 2003 года, но переделывать мы его не будем, давайте как-то сверху упакуем это красиво. А это проект, завязанный на LTV.
4. Мы закупились перед НГ на склад, не рассчитали финансы, поэтому рекламный бюджет урезаем… но дайте нам лиды!
и т. д. и т. п.
Разумеется, где-то и мы не справлялись с задачей привлечения. Такое бывает даже с лучшими из нас ;)
Но сейчас о другом.

Сейчас я понимаю, что это совершенно нормальная ситуация, когда в одном направлении, например, в маркетинге, происходят резкие изменения, и бизнесу нужно время, чтобы подстроиться. Иногда — бесконечно долгое время (читай: «никогда»)

Тогда меня это бесило. Мы давали крутой результат в маркетинговых метриках, но в прибыли у клиента часто все было не так радужно.

Да и с агентством я уперся в вопрос найма и обучения. Бизнес-модель и экономика агентства сильно завязана на LTV, т. е. для нас был критичен качественный и результативный продукт. А экспертных рук не хватало, и учились они очень долго.
Вопрос: Явно что-то было неправильно. Но что?
Не будь я такой доебистый внимательный к качеству, может, выстроил бы классическое потоковое агентство и писал бы со своей лодки на Экваторе, а не из Москвы.
Но мне же было важно сделать продукт, польза которого была бы очевидна, осязаема, и чтобы меня на руках потом носили, разумеется.

Начал «баловаться» с различными комплексными и перфоманс форматами, консультировать по продукту, контролировать отделы продаж, совместно с собственником разрабатывать стратегию и фин.планы, участвовать в привлечении инвестиций и т. д.

Тогда я стал догадываться, что простые планы формата «сделай А — получи Б» работают только в самом начале, да и то нестабильно. Как таковой линейной связи нет, и чем больше бизнес — тем заметнее это становилось.

Не было одного волшебного действия, которое все изменит. Был комплекс действий, которые сильнее других работают (и этому есть объяснение), но их результативность ограничена другими элементами системы. Как в ситуации с маркетингом, который ограничивался продуктом/логистикой/отделом продаж/финансовым планированием.

Догадываться — это одно, а вот объяснить себе и собственнику «что, почему и как», когда из каждого утюга рассказывают про различные волшебные таблетки, у меня не получалось. Более того, тем временем «решеные» ранее проблемы циклично повторялись. Разумеется, это были «другие» проблемы, но очень напоминали предыдущие. «Херово решаешь» — скажете вы. Все верно, только я видел это у себя в агентстве, но еще у клиентов, у коллег по цеху, у друзей из других бизнесов.

И у тебя, читающего эти строки, подобные повторяющиеся проблемы есть. Готов спорить, что после часа общения я бы мог их подсветить. Тут вопрос в определенной чувствительности и знании, куда смотреть.

Явно что-то было неправильно. Но что?
Человек из Кемерова
Я понял, что бросать все силы в комплексный подход дело хорошее, но бесперспективное. Начал смотреть по сторонам и, считай, случайно столкнулся с системным мышлением.

Серьезно, с 2011 года на различных бизнес-мероприятиях я постоянно слышал: найдите ментора. На вопрос «‎как?» был супер-ответ: «Он сам найдет, когда ученик будет готов». Потрясающе!.. В общем, относился я к подобному скептически, но так и вышло)

В тот момент появился Человек и сказал: «‎А давай почитаем эти книжки, их обсудим, может поможет». Разумеется, никаким ментором или наставником он не назывался, да и представься он так — я бы его послал всерьез не воспринял. У меня вопрос на носу был важнейший, а тут непонятные менторы.

Было начало 2018 года, когда я прикоснулся к системному мышлению. Понятно было — нет, вообще не понятно. Признаться, я был слегка поражен сложностью, т.к. обычно быстро въезжаю в новую тему. Понял, что нахрапом тут не раскусить, поэтому передал полномочия СЕО агентства и занялся вплотную изучением системного мышления. Это дало свои плоды, и через полгода я выступил на аудиторию 100+ человек.
Что дальше?
Далее пошла практика, много практики. Сначала был консалтинг стартапов, а уже в конце 2018 года я создал Академию системного мышления (АСМ), и мы заключили первую большую сделку с дочкой Северстали. Это было первое исследование: на базе СМ мы разрабатывали продукт, позволяющий оптимизировать затраты на найм.

Сейчас, в рамках исследовательской деятельности, взяли проект по финансовому фонду, где занимаемся анализом и оптимизацией торговых стратегий с помощью системного мышления.

Параллельно, начал обучать первопроходцев — часть из них сейчас трудится в Академии.

Нашел ли я те ответы, которые искал? И да, и нет. Многие вещи и проблемы, с которыми сталкивался в бизнесе я, мои клиенты или друзья, — стали прозрачнее, понятнее. Появились первые решения, методологии, подходы, хоть пока и не унифицированные.

Часть же вопросов остается по-прежнему загадкой, часть вещей мы пока не научились понимать и применять. Но это процесс, и я уверен в выбранном направлении как никогда.
Что же касается вас?
Сейчас, пока мы нарабатываем методологию и инструменты исследований и консалтинга, готовы поработать на очень лояльных условиях.

Если у вас бизнес или свой проект, вы разрабатываете новый продукт, выходите на новый рынок или хотите навести порядок/оптимизировать процессы, или вам нужно помочь с определением перспективных направлений развития — пишите. Если чувствуете, что встряли, что ходите по кругу, что не знаете, как решать стоящие перед вами проблемы или устали их решать — точно пишите.

С радостью встречусь, познакомлюсь и расскажу, с чем можем помочь.

И конечно, приходите на наши обучающие программы — мы сделали понятную выжимку всего самого нужного и важного для человека бизнеса или эксперта, которые хотят иначе взглянуть на свой бизнес, рынок, клиента и используя СМ, добиться других результатов.

Обещаю, системный взгляд многое изменит в вашей жизни :)

Дмитрий Чебоксаров

Основатель и СЕО «Академии системного мышления».
Консультант по системной инженерии бизнес-организации. Ведущий кратко- и среднесрочных программ корпоративного обучения, спикер.

Если вам понравилась статья,

приглашаем подписаться на наш блог