Повесть: Абдукция
Часть I. Алиса в стране чудес
Глава 1. Эмерджентность
«Представьте стрелу, которую выпустили из лука. В каждый момент времени она неподвижна, мы можем ее сфотографировать, убедиться в неподвижности.
Раз в каждый момент времени она неподвижна, значит она вообще неподвижна.
При этом мы наблюдаем стрелу, которая вылетает из лука и попадает в цель. Стрела неподвижна и стрела движется. Противоречие.
Как такое возможно?»

- Апорий Зенона, - произнес Дима, откидываясь на стуле, - Интересно.

Последние полчаса были очень напряженными. Странный рекламный баннер, содержащий в себе простую логическую загадку, привел его на не менее странный сайт.

Сайт состоял из заголовка «Мы ищем тех, кто что-то чувствует» и блока сменяющихся вопросов.

Скорее всего Дима бы закрыл его, не будь эти вопросы такими… странными, другими.

Мемы и вопрос «Что вы здесь видите?», новостные вырезки с вопросом «Что здесь не так?», видео - «Что не так с рассуждениями героя?».

Теперь вот древний парадокс, над которым бьются и философы, и математики уже 2,5 тысячи лет - Апорий Зенона. Последним вопросом.

- Вы, должно быть, издеваетесь. Я должен решить неразрешимый парадокс? Серьезно?
Розыгрыш какой-то, - Дима выделил поле для ответа и начал набирать. - Это парадокс. Такие дела.

«Такие дела». Резкий и болезненный поток образов. Ассоциация. Прошло столько лет, но он помнит. Помнит.
Слова доктора словно впечатались в череп: «Это самоубийство. Люди иногда убивают себя. Такие дела».

Он потряс головой, убрал курсор с кнопки отправить и переключился на другую вкладку в браузере.

***

- Опять ты, - Дима смотрел на неотправленную форму с вопросом.

«…Стрела неподвижна и стрела движется. Противоречие.
Как такое возможно?»

Прошло 3 дня и он совершенно забыл про этот опрос или тест, или хрен знает что это такое.
- Не, я не готов этим заниматься. Я устал, я сготовил себе ужин и хочу спокойно посмотреть новую серию Южного парка. Мультики, конечно, не стрела, но иногда надо давать себе отдых…. Мультики.

На этих словах он оставил тарелку и всмотрелся в задачу:
«…В каждый момент времени она неподвижна, мы можем сфотографировать ее в любой из моментов и убедиться в ее неподвижности…»

- Мультики. Мультики как стрела. В каждый момент времени герои неподвижны. Это просто рисунки. Но комбинация рисунков и частоты их смены позволяет картинке «ожить». Также и со стрелой - она оживает. Погоди, бред какой-то.

Дима закрыл ладонями глаза и протер их. Он вскочил и за два шага добрался до маркерной доски. Его девушка подарила ее 3 года назад на НГ для записи амбициозных целей на следующий год. В итоге цели были записаны, что-то даже сделано, но 3/4 из них переносятся уже 3й год. Что-то не так с этими целями.

Но сейчас Диму это не заботило. Размашистым движением он небрежно очистил доску и проговаривая вслух начал фиксировать мысли:

«Суть парадокса в том, что с теоретической точки зрения все указывает на неподвижность стрелы. Но эмпирически - мы наблюдаем как стрела движется.»

Однако в теоретическом объяснении не хватает чего-то. Того, что превращает отдельные рисунки в мультфильм, неподвижность стрелы - в движение.
Некий эффект, которого не видно, разглядывая частное, отдельные «кадры», но который можно рассмотреть в общем»

- Черт, вот оно! Если мы его учтем в объяснении - противоречия не будет, - он быстро напечатал рассуждения и нажал кнопку «отправить».

***

Через 3 дня на указанный Димой email пришло короткое письмо.

«Описываемый тобой эффект - эмерджентность.
Завтра в 10.
Москва, Тверская 8.

АСМ»
Глава 2. ОвО
На следующий день в 10 Дима стоял в белом холле особняка на Тверской 8. Внутри холла было 2 белых двери, слева и справа, а в центре стойка, за которой стояла молодая девушка в строгом черном платье. Она так радостно и приветливо смотрела на него, что становилось как-то неловко.

- Добрый день! Меня тут пригласили…
- О, правда? - девушка улыбнулась ему. - Кто?
- Хм, тут такое дело, - Дима улыбнулся в ответ. - Я не знаю.
- Понимаю, а куда вы шли?
- Э, я не знаю, - Дима чуть смутился от странности ситуации.
- О, ну тогда все очевидно, - девушка была все также приветлива, в глазах ее заиграли огоньки, а улыбка стала шире. - Выбирайте любую из дверей.
- Эм?
- Вам неважно куда идти.

Она подмигнула и с чувством выполненного долга повернулась к экрану компьютера.
- Алиса, - произнес Дима.
- Что? - она подняла на него взгляд. Было очевидно, что он завладел вниманием. Однако интерес быстро сменился аккуратной полуулыбкой. - Меня зовут Катя.
- Нет, т.е. да. То есть очень приятно, я - Дима.

- Что я несу, - подумал он. - Почему я чувствую себя так странно здесь и не могу связать толком пары слов. Он сделал глубокий вдох, улыбнулся и в привычной ему спокойной манере произнес:
- «Алиса в стране чудес» Кэрролла. Это диалог Алисы с котом. Вы воспроизвели со мной этот диалог.
- Возможно, - она улыбнулась. - Или нет.
- Вы мне поможете?
- Конечно, я здесь для этого. Но раз уж вы вспомнили Алису, как там было:
«Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут».
Произнеся последние слова, она улыбнулась еще шире.

«Она что, изображает кота?» - Дима откинул эту мысль, достал телефон, открыл нужное письмо и повернул экран к ней.
- Тут все, что есть. Время, адрес и подпись - АСМ.
- Вижу, - девушка явно проявляла интерес.
- Где у вас тут эта «АСМ».

Катя сделала небольшое движение к нему, улыбнулась и сказала:
- У нас тут нет никаких «АСМ».
Дима отшагнул.
- Это Тверская 8?
- Ага.
- И тут нет АСМ?
- Ага, - Катя буквально светилась улыбкой.


***

Сказать, что Дима чувствовал себя странно - ничего не сказать. Он стоит в этой белоснежной комнате с двумя дверьми, с этой Катей, которая постоянно улыбается. Она говорит, что тут нет АСМ, но все вокруг, как и она, очень логично сочетается со странными вопросами в тесте.

Дима чувствовал себя как Алиса, которая никак не могла понять, что с ней происходит. В голове начинало стучать. Ааааааа...
- Это розыгрыш? Такой длинный сложный пранк, да?
- Не все ли равно о чем спрашивать, если ответа все равно не получишь, правда?
- Вы что, сборник цитат? - Дима начал заводиться, узнав очередную цитату из Кэрролла.

Катя улыбнулась еще шире. Однако не казалось что она издевается, наоборот, она излучала искреннюю приветливость и желание помочь, но словами…. Словами создавала какую-то кашу.
- Кажется, вам куда важнее придать смысл происходящему, нежели найти то, что вы ищете, - сказала она.
- Какой смысл? Я вообще ничего не понимаю. Я увидел странный баннер, нажал на него, отвечал на странные вопросы, а потом был парадокс, которому 2,5 тысячи лет. Я что-то написал и получил в ответ письмо с адресом. Вот я здесь… Но общение с вами... Я не понимаю, что происходит, и не понимаю, почему психую, - последние слова он говорил уже повышенным тоном. - Прошу прощения.
- Я понимаю вас, - она очень по-доброму прикоснулась к нему и улыбнулась. - Держитесь!

Он открыл рот, закрыл, снова открыл, снова закрыл. Снова открыл и… выдохнул.
Он сдался - в голове будто обезьянка стучала в барабан. Мозг отказывался понимать происходящее.
- Посидите, - она вынесла из-за стойки свой стул.

***

- Почему я не ухожу? - Дима уже десять минут молча сидел и пытался ответить себе на этот очевидный вопрос. Периодически он переглядывался с этой приветливой девушкой, которая неизменно всем своим видом демонстрировала приветливость и желание помочь. - Тут что-то не так. Я это чувствую. Я не могу объяснить, не знаю как, но чувствую, что это похоже на те вопросы из теста: «Что здесь не так?».

Может, это продолжение теста? Но в чем тогда вопрос? - Дима чувствовал, как мозг будто возвращался в правильную колею, начинал работать на полную силу.
Какие у нас вводные?
Письмо говорит, что сюда.
Девушка говорит, что не сюда.
Противоречие. Прямо как в истории со стрелой.
Как мы его решили? Добавили «мультиковый эффект». Эмерджентность - так это назвали в письме.

Еще несколько минут Дима потратил на обдумывание вариантов применения мультика к текущей ситуации, но не преуспел. Тут явно что-то другое. Но что?

Итак, давай по порядку, - Дима про себя начал рассуждать. Белой доски сильно не хватало. - Я прихожу, и у нас происходит крайне странное общение, включающее цитаты из Алисы. От этого общения у меня начинается психоз.
Но почему я психую?
Как почему!!! ПОТОМУ ЧТО! Что тут объяснять!


***

Прошло еще 20 минут. Дима не мог уйти, т.к. чувствовал, что происходящее - тест. При этом вразумительного ответа, зачем проходить этот тест, тоже не было.
Он будто оказался в узле, который завязывался и завязывался.

- Хорошо, давай откинем «потому что». Откинем очевидное - что происходящее какой-то бред. Почему я психую? Почему я считаю все происходящее бредом?

Он поднял взгляд на девушку, она уловила движение и приветливо на него посмотрела.

- Вот почему! - будто другая часть его личности закричала в голове. - Она всем своим видом демонстрирует, что я в нужном месте, но говорит другое.
Как женщина, которая вся изнывает от желания, но говорит тебе «нет, у нас ничего не будет».

Он вскочил как ошпаренный. Потом также резко сел. Прошла минута. Он уже медленно встал, сделал несколько шагов в ее сторону и заговорил:
- Я... в общем, мне надо… Не подумайте что-то не то….
Катя смотрела на его движения с явным интересом. Дима двигался все увереннее, его речь с каждым словом звучала все разборчивей.
- Мне нужно сделать кое-что, поймите правильно…

Когда между ними осталось полметра, он уверенно взял девушку под руку и кивнул сначала в сторону левой, потом правой двери.
- Ведите.

***

- Что вы делаете? Куда вести? - закричала она, но руку не убрала и продолжила улыбаться своей теплой улыбкой.
Он улыбнулся в ответ, и кивнул на дверь слева.

- Что вы задумали? Вы насильник? - она продолжала стоять расслабленно и неподвижно, хотя голос ее звучал все истеричнее. При этом она умудрялась сохранить свою теплую улыбку.

Как ей это удается? - подумал Дима.

Перестав верить тому, что она говорит, и ориентируясь на ее реакции, Дима сделал полшага в сторону левой двери и чуть потянул ее руку, пристально вглядываясь в ее лицо.
Она засияла еще сильнее и ответила на движение. Вместе, под руку, они дошли до двери.
Он жестом указал на ручку и она открыла. Впереди был просторный холл.

Она повернулась к нему, подмигнула и сказала:
- Молодец. Эту часть почти никто не проходит. Мир, люди слишком верят в слова.
Я познакомлю тебя с нашим Главным.
Глава 3. Корректор
Дима выдохнул:
- Я переживал, что будет не та дверь.
- Они обе ведут в этот холл, - было в ее улыбке что-то особенное.

Большое и просторное помещение, по которому они шли, отличалось от первого числом людей. Здесь кипела жизнь. Такая перемена вызывала много вопросов.

- Откуда все эти люди? Я сидел минут 40 с тобой, и никто не заходил и не выходил. Мертво. А здесь - словно холл бизнес-центра.
- Можно и так сказать, - Катя все также приветливо улыбалась ему.
- Но бизнес-центр чего?
- АСМ, конечно.
- Но что такое АСМ?
- Ты все же странный, - она наклонилась к нему и поцеловала в щеку. - ОН тебе все расскажет.

В лифте Дима принялся разглядывать окружающих. Внешне - обычные клерки. Кто в деловой, кто в повседневной одежде. С бумагами, сумками, телефонами. Вроде все как всегда, но что-то снова не то.

- Эту задачку решу как-нибудь в другой раз, - подумал он.


***


- У нас новенький, - с порога произнесла Катя, когда они вошли в светлый просторный кабинет.

У окна стоял большой стол, за которым сидел ничем не примечательный мужчина. Справа полстены занимал книжный шкаф и, кажется, еще половина вмещающихся книг стояла стопками рядом с ним. Не слишком аккуратно. Другая часть стены была завешана всевозможными регалиями - сертификаты, дипломы, благодарственные письма и т.д.
В левой части кабинета, у стены, стояла большая маркерная доска и флипчарт. Остальное пространство стены было завешено исписанными листами с записями, схемами, формулами, таблицами и т.д. Вероятно, их автор сначала писал на флипчарте, а после расклеивал наработки по стене.

Довольно практично и наглядно, почему я не догадался так делать, - подумал Дима.

- Как все прошло? - мужчина поднял взгляд от своих записей. Среднего телосложения, брюнет, с обычным лицом… но глаза, его взгляд...
- Алиса, - чуть улыбнулась Катя.
- О, тяжело ему пришлось.
- Ага, сидел на стуле полчаса.
- Понятно.
- Слушайте, думаю я сделал достаточно, чтобы мне объяснили, что происходит, - Дима понял, что пора включаться в беседу.
- Разумеется, нет, - мужчина перевел пристальный взгляд на него. - Но ты сделал шаги к этому. Давай прогуляемся.
- Оставляю тебе его, - сказала Катя и вышла из кабинета.


***


- Задавай свои вопросы, - сказал мужчина, когда через несколько минут они вышли на крышу здания, служившую зоной отдыха. Там был разбит красивый сад с прудиком, лавочками и тропинками. Даже птицы пели. Не сказать, что это было удивительно в июньский день в Москве, но в сумме со всем остальным…
Чертова кроличья нора.
- Зачем я здесь? - начал Дима.
- Потому что хотел быть здесь?

Дима понял, что этот разговор не будет простым. Мужчина заговорил:

- Знаешь, почему мы сделали местом для отдыха - сад? А не игровую, тренажёрный зал или кафе?
- Это эффектнее вписывается в вашу концепцию Алисы и кроличьей горы?
Мужчина рассмеялся:
- Алиса - это лишь один из сценариев. Хоть и не самый приятный для психики. Тебе повезло, что ты не попал в сценарий Кафка.
- Как я понимаю, нечто вроде процесса Кафки?
- Ага.
Они помолчали.

- Созерцание природы корректирует, - начал мужчина. - Ты знал об этом?
- Ну... обычно я чувствую себя более умиротворенным после поездок за город.
- Я о другом, хотя и об этом тоже. Представь жаркий день. Что происходит, когда ты начинаешь перегреваться?
- Я потею.
- Точно. Пот испаряется, температура снижается. Пот корректирует температуру. Не будь этой коррекции, организм мог бы... - он остановился, подбирая слова. - Организм был бы постоянно перегретым, со всем вытекающим уроном для внутренних органов, биохимии и т.д.

Дима подхватил:
- Как с лихорадкой, которая изматывает ресурсы организма, и в конце концов организм гибнет.
- Точно подмечено, - мужчина встал, подошёл к краю крыши и отодвинул ветку кустарника, скрывающую вид на город. Жестом он пригласил гостя подойти.

- Каменные джунгли, мегаполис, - продолжил он. - Психика человека также перегревается. Как и почему узнаешь позже, сейчас важен сам факт. А природа - корректор психики, созерцание природы ее «остужает», - он сделал жест пальцами, демонстрирующий кавычки вокруг слова.
-Ну не знаю, я сбрасываю стресс на татами.

Мужчина оглядел его и через несколько секунд произнес:
- Айкидо?
- Откуда?.. - Дима почувствовал себя в клетке. Они следили за мной?
- Мы не следили за тобой, - будто услышав незаданный вопрос, ответил с усмешкой мужчина. - Дело в деталях. Используемое тобой слово, "татами" - из восточных боевых искусств, телосложение и спина указывают, что нечто с фронтальной стойкой, мышечная масса - нет яркого акцента на ноги и руки, при этом у тебя массивные предплечья, которые указывают на высокие нагрузки на суставы. Возможно джиу-джитсу, но ты слишком прямо стоишь. Больше всего подходит айкидо.
- Ого!
- Это не сложно, тебе лишь нужна подходящая точка зрения и первое описание. Мы научим тебя. Но это сейчас не важно.
- А что важно?
Мужчина не ответил.


***


Еще какое-то время они посидели в молчании. Димин собеседник, кажется, подобрал слова и продолжил.
- Возвращаясь к твоему комментарию про татами. Речь опять несколько о другого рода «остужении», - опять он показывал пальцами кавычки. - Ты пока не знаешь слов, чтобы поговорить об этом. Однако если мы примем с тобой за гипотезу, что природа «остужает» психику... Много ты видишь в нашем городе природы?
- Очевидно, нет, - Дима взглянул на бетонно-стальной пейзаж, открывающийся перед ним.
- Да. Жить вроде как круто в небоскребах. А знаешь, что с этой модой еще пришло? Мода на антидепрессанты - другой корректор для психики, которая пытается выжить в городе.
- Я не очень понимаю, как это все касается меня.
- Вообще говоря - напрямую. Зачем ты здесь?
- Я увидел баннер, сделал задание, меня пригласили…
- Чушь. Подумай лучше.
- Мне было любопытно.
- Полная чушь.
- Да плевать, - Дима был на взводе. Какой-то непонятный хрен его в чем-то убеждает. - Зря я пришел, я пойду.
- Опять полная чушь, - глаза мужчины загорелись, он заговорил быстрее. - Принцип 3. Отношения вместо объектов. Если бы ты хотел уйти - ты бы уже ушел, неважно, что ты говоришь. Как было неважно, что говорила Катя. Она действиями говорила тебе остаться.
Ты понял это про нее, но не понимаешь про себя.
- Я, не…
- Как и другие люди вокруг. Не понимают почти ничего про себя и про мир вокруг. Посмотри, они ходят на работу, движимые своими целями, а потом спешат в бар, к семье или друзьям, в выдуманные миры или на отпуск в другую часть света, чтобы скорректироваться. Чтобы «остудиться». Ведь их текущая жизнь полна противоречий и вызывает перегрев.
Они чувствуют, что с миром что-то не так, выражают это через юмор и творчество. В музыке, картинах, в видео и текстах. В разговорах на рассвете с ближайшим другом. В постели с близким после занятия любовью. Или в баре, в пьяных разговорах с барменом.
- Мир - непростое место, а жизнь - сложная штука, - начал было Дима.
- Мир прост, но мы его плохо знаем. А что знаем - неправильно понимаем, отсюда проблемы и противоречия. Отсюда потребность в корректорах, будь то алкоголь, наркотики, секс или антидепрессанты.
- Ну возможно. Однако все равно не понимаю, что я тут делаю.
- Ты не видишь связей. Мы, люди, чувствуем, что что-то не то, и стараемся из этого выбраться. Мы начинаем искать: кто-то едет на Тибет, кто-то погружается в науку, кто-то в религию, а кто-то в философию или даже эзотерику. Способ не важен, важна сама потенция поиска.
Мы ищем ответы, хотя даже не знаем вопрос.
Вопрос так важен, что он толкает искать ответ, даже не будучи сформулированным.

Мужчина достал сигарету и затянулся. Несколько секунд он разглядывал колечки дыма, а после продолжил.
- Ты, как и многие, ищешь. Но в отличие от многих, у тебя есть что-то, что может помочь найти. Потому ты прошел тест, ведь ты видишь, чувствуешь, что с миром что-то не так.
Дима поднял на него удивленный взгляд. Мужчина кивнул и закончил.
- Ты удивишься, когда узнаешь ответ.
Глава 4. Объяснительный принцип
Дима задумался. Действительно: у него есть хорошая работа, любимая женщина и поездки по миру 4 раза за год. Но что-то дернуло его пройти этот тест, сидеть потом в этом сюрреализме с Катей и слушать этого странного человека. Любопытство? Не слишком ли много для любопытства?
- Сейчас ты, вероятно, ищешь понятную причину, которая бы объяснила твои действия. Вроде «просто интересно» или «развлекаюсь».
- Вроде того.
- Это называется объяснительный принцип. Это как черный ящик или затычка мышления. Чтобы не думать дальше. Ты говоришь - «просто интересно» или «такие дела», или «захотелось» - и все сразу становится простым и понятным. Думать дальше не нужно.
- Все так делают. Что в этом плохого?
- А еще ты ранее говорил, что все страдают, и жизнь штука непростая. И потом еще слоняются по миру, по разным гуру и книгам, учениям и идеям в поисках ответов о происходящем. Пытаются сохранить разум в мире, который все больше для них запутывается и теряет смысл.
- Ну, возможно. Но это точно не про меня, у меня все хорошо.

Мужчина рассмеялся.
- Ты думаешь, что я говорю о заблудших душах в трущобах Рио или легендарных жителях замкадья из Левиафана Звягинцева? Так себе представляешь целевой портрет? - он откинулся на спинку лавочки, продолжая улыбаться. - Дим, им есть нечего, они буквально пытаются выжить. Там не до вопросов.
Я же говорил скорее об успешных людях, среднем классе и выше. Людях, внутри которых живет маленькая, но приставучая мысль: «Вроде все хорошо, но что-то не то». Или не мысль, а внутренняя пустота, которая толкает к поискам.

Пустота. Диму зацепила эта мысль. Он испытывает ее иногда. Глядя в окно на полную луну перед сном. Сидя на берегу реки с лучшим другом на великой попойке. После крутого секса. После того, как написал очередной рассказ. В этим моменты тебе было как-то особенно. Ты чувствуешь что-то, тебе хорошо, чувствуешь потенцию к чему-то большему. Ты будто приближаешься к осознанию чего-то большого и важного. Критичного для тебя и твоей жизни. А потом это проходит.
И когда проходит, на контрасте, ты чувствуешь ее - пустоту. Потом ты забываешь, погружаешься в свои дела, но пустота никуда не пропадает. Ты учишься ее не замечать. Лишь ищешь возможности ее заполнить чем-то. Скорректировать ее.

- Кажется, я понимаю, о чем вы.


***


- Давай проясним, - продолжил мужчина после нескольких минут молчания в саду на крыше дома по Тверской 8. - Мир, люди погрязли в куче разных объяснений, объяснительных принципов. Человечество нашло ответы на все вопросы: что плохо или хорошо, что нужно делать и чего делать не нужно.
К каким целям стремиться, как выбирать жену, воспитывать ребенка и строить карьеру. Какой район в Москве лучше для жизни и какой является идеальная комната для отдыха. Миллион ответов на миллион вопросов.
- Это называется цивилизация. Без этого мы не были бы людьми.
- Безусловно. Но это лишь одна сторона монеты. Вторая - это геометрический рост психических проблем, отклонений, плюс геометрический рост последствий разрушения нашей среды обитания. Довольно логично предположить, что это вызвано тем, что часть найденных нами ответов о мире и нашей роли в нем - ложны.
- Подождите. Что это значит?
- Объяснения, которые есть у нас, чаще всего ничего не объясняют. А те, что объясняют, делают это так, что психика начинает перегреваться. При этом урбанизация толкает нас дальше от природы, которая корректирует подобный перегрев. В итоге маховик раскручивается и мир становится все более и более странным.
- Например?
- В борьбе с расизмом мы делаем белых наиболее бесправными. Мы создаем квоты, и работу получают менее подготовленные. Мы насаждаем демократию, которая предполагает свободу выбора, вторгаясь в страну войной. Насаждаем свободу несвободой. Мы защищаем право быть толстым, травя худых. Потом травим толстых за травлю худых. И по кругу.
Это полный бред.
- Да, я чувствовал бредовость ситуации, когда травили Кевина Спейси по обвинению в насилии: вы обвиняете его в насилии, но сами занимаетесь психологическим насилием. Это нечестно.
- Ты же любишь Алису, как там: «Сначала накажем, а потом будет суд».
- Да, точно. Не думал об этом. Так что вы предлагаете?

- Работу. Образ жизни. Подход. Метод. У меня нет подходящего названия. У нас есть потребность в людях, у которых есть чувствительность к противоречиям. У нас есть технологии, как противоречия эти разрешать.
- Вроде этих Шерлок-Холмс штук, которые вы сделали с айкидо?
- Шерлок Холмс - персонаж, который играл в детектива, обладая уникальными методами, - мужчина задумался на несколько секунд. - Будь он живым человеком, я бы судил его за беспечность и легкомыслие. За безответственность.
- Разве ловить преступников - легкомыслие?
- Да, если ты можешь изменить структуру для снижения самой потенции к преступлениям. Ну, и с точки зрения технологий, то, что он делал - лишь вершина айсберга.
- А вы можете?
- Ты все узнаешь в процессе.
- В чем будет заключаться моя работа?
- Ты будешь учиться и помогать в решении различных ситуаций.
- И я должен вот так согласиться на непонятно что?
- Думаю, это будет самый простое решение в твоей жизни.
- Почему?
- Ты ничем не рискуешь и волен в любой момент вернуться в старую жизнь. Но, самое главное, мы обсудили с тобой много сложных, противоречивых и довольно философских вещей за последний час. И ты впервые не чувствуешь противоречий.
Ты ощущаешь, что в правильном месте, ведь твоя пустота наполняется.


***


- А зачем вам, зачем АСМ это?
- Считай нас корректорами.
Глава 5. Противоречия
- Корректорами? Спасаете землю?
Мужчина закатил глаза.
- Мы кто по-твоему - супергерои? Мстители? «Спасти» - неверная постановка вопроса. Мы стараемся успеть и скорректировать, подготовить. Ты плохо отдаешь себе отчет в том, что за процессы стоят за этой «пустотой», поисками и психозами людей.
- Просветите.
- Еще рано. Это сделает хуже. Если мы в тебе не ошиблись, в определенный момент ты сам все поймешь. Мы сядем на этой крыше и закурим, - с этими словами он достал из внутреннего кармана пиджака кейс с сигарой. - Я оставлю его под этой лавочкой. Ты знаешь, где меня искать. Дальше Саша тебе поможет.

С этими словами он поместил кейс в нишу под лавочкой и встал. Он чуть потянулся, улыбнулся, кивнул Диме и пошел в сторону выхода с крыши.
- Насколько глубока кроличья нора? - крикнул вдогонку Дима.
- Настолько, что ты успеешь начать строить планы, пока летишь….


***


- Как его зовут? Того, с которым я говорил на крыше?
- Не знаю, - Саша пожал плечами. - Мы зовем его просто ОН или Главный.

После ухода Главного Дима еще какое-то время провел на крыше, пока там его не нашел Саша - невысокий блондин с лицом и мимикой, к которым сразу проникаешься доверием. Они познакомились, обмолвились парой фраз и сейчас стояли в лифте, спускающим их на нижние этажи здания.

- Давай я сделаю небольшую экскурсию, - сказал Саша, указывая на открытую дверь лифта. - Что ты понял из разговора с НИМ? Чем мы тут занимаемся?
- Вы тут точно знаете толк в Алисе Кэрролла.
Секунду они смотрели друг на друга, а после рассмеялись.
- Серьезно, похоже, тебе досталось, - Саша улыбался. - Ну так что ты понял?
- Я понял, что вы странные, - в ответ на эти слова Саша кивнул. - Понял, что вы что-то нащупали. Что-то, что многие ищут. Понял, что это как-то связано с текущими моделями восприятия и объяснения мира и всего происходящего с людьми.
- Да, верно, продолжай.
- Понял, что вы как-то боретесь с бредовостью и противоречиями, которые происходят в мире, это как-то помогает «остудить» людей или как-то так.
- Ну, неплохо, - Саша похлопал Диму по плечу. - Ты умен. Думаю, для первого приближения стоит сделать акцент: мы не боремся, мы решаем противоречия.
- Что это значит?
- Скажем так. Много проблем, неверных решений, боли и страданий вызвано неосознаваемыми противоречиями в головах людей. И если противоречия съедают отца семейства, он, дабы как-то остыть, начинает бухать. В итоге страдает целая семья, включая, часто, последующие поломанные поколения.
- Хочешь сказать, что алкоголизм в семье - следствие неразрешенного противоречия? Способ «остудиться»? - Дима поднял удивленный взгляд. Под таким углом он никогда не смотрел на вопрос.
- Да, довольно распространенный. Как и наркотики среди молодых, - ответил Саша.
- Но что это за противоречия?
- Ты обязательно во всем разберешься дальше, - Саша чуть ускорил шаг. Они шли по широкому коридору, слева и справа были двери с различными аббревиатурами. - Так вот. Одно дело - противоречие на уровни семьи, совсем другое дело на уровне, например, бизнеса. Или государства.
- Кажется, я начинаю понимать, - Дима удивился, как ему раньше не пришла эта мысль. - Большое здание в центре Москвы, вас финансирует правительство и крупный бизнес. Вопрос только чье правительство и что за бизнес.

Саша в ответ лишь ухмыльнулся и, остановившись, жестом указал на ближайшую дверь.
- Предсказуемый вопрос, открой.

За дверью было просторное помещение, занимающее, должно быть, пол этажа. Там сидело человек пятьдесят, у каждого за рабочим местом по 3 или 6 экранов, полных графиков и котировок.

- Это АСМ Инвестинг. Одно из наших направлений.
- Трейдинг на финансовых рынках? - Дима был крайне удивлен.
- Это только на первый взгляд удивительно, - Саша будто включил особый рассудительный тон. - В самом-самом начале АСМ Главный написал манифест, первым пунктом которого было создание независимого источника финансирования, позволяющего содержать нас, нашу работу.
- Интересный подход.
- Да, идея в основе простая - если мы обладаем моделями и технологиями, позволяющими решать противоречия и получать за счет этого преимущества, наглядным доказательством работоспособности будет получение преимуществ на бирже.
- Красиво.
- Ага. Но непросто. Это оказалась одна из сложнейших задач, ввиду того, что рынок - самообучающаяся система, и смоделировать его - задача нерешаемая на текущем уровне технологий. Как и на любом другом, т.к. с ростом вычислительных мощностей будет расти и вариативность поведения стейкхолдеров, которую необходимо будет просчитывать учитывать. Противоречие. Как в случае Ахиллеса и черепахи, которую он никак не может догнать.
- Стей... Кого?
- Действующих лиц. Все узнаешь. Так вот, столкнувшись с этим противоречием, с тем, что задача неразрешима, пришлось попотеть. Но прошло несколько лет, и мы его разрешили, - Саша подмигнул. - Так что нет, нас не финансирует правительство или бизнес. Хотя и они покупают наши услуги, и порой - это куча денег.
Однако, собственные источники финансирования критичны, т.к. позволяют сохранять гибкость и, насколько это возможно, независимость.


***


Они продолжали экскурсию по зданию.
- Здесь АСМ Исследования - интеллектуальный кластер, формирующий ядро наших технологий и решающий самые сложные задачи. Там правит бал Мудрец, я тебя с ним позже познакомлю.
- Здесь, - они спустились по лестнице на этаж ниже. - АСМ Биотех. Все, что связано с организмом и возможностями, которые он открывает.
- Технологии по продлению жизни?
Саша улыбнулся.
- Ты удивишься, но для большинства вопрос так не стоит. Скорректировать текущую жизнь для получения лучших результатов - уже огромная победа. Хотя, разумеется, новыми технологиями в биотехе мы тоже занимаемся. Тут главная - Ангел. В любом случае, базовое изучение этой сферы входит в твою программу подготовки.
- Подготовки к чему?
- Хорошо, что спросил. Мы почти пришли, - они спустились еще на два этажа и зашли в просторный зал с диванами, столиками и людьми, читающими и разговаривающими тут и там. - Это АСМ Мост. Еще нас зовут Солверы.
- Типа решалы?
- Типа, - Саша улыбнулся. - Мы что-то среднее между агентами, консультантами и испытателями. Приходим, вникаем, корректируем. Проблема решена. Солверы.
- А почему Мост? - Дима совершенно не понимал, как эти понятия связаны.
- О, это метафора. Представь, человек шел, шел, шел много лет. В этом суть, фундамент, основа его жизни - идти. И в один момент он подошел к берегу реки. Он смотрит на воду, и мозги начинают коротить.
- Перегреваться, - Дима начал улавливать идею.
- Ага! С одной стороны, ему нужно идти - ведь в этом смысл, его предназначение или судьба, в этом его суть. С другой - впереди вода, и он не может идти. Противоречие.
- И вы строите для него мост?
- Точно! А тех, кто готов - мы учим строить мосты. Но практика показывает, что все хотят дырку, а не разбираться с дрелью. Потому мы очень востребованы. Такие «дырки» умеет делать только «наша дрель», - он использовал тот же жест с кавычками, что и Главный. - Пойдем.

Они прошли зал и зашли в один из кабинетов.
- Твой кабинет, - Саша окинул рукой пространство просторного помещения. Оно было похоже на кабинет Главного: шкаф, стол, большое окно, маркерная доска. Тут же были и дополнительные стулья у стены, вероятно, для командных обсуждений. - Хотя в ближайшие полгода большую часть времени ты проведешь в Академии.

Диме тут нравилось, просто и очень уютно. Тут хотелось работать, вгрызаться в какой-то проект.
- Погоди, погоди, - начал Дима. - У вас здорово, вы занимаетесь чем-то очень интересным и рассуждаете здраво. Но я не говорил, что согласен у вас работать.

Саша в ответ улыбнулся, а Дима продолжил, не давая тому открыть рот.
- У меня есть хорошая работа, там у меня куча друзей, стабильный заработок. Я скоро завершу проект и получу хорошие KPI. Мне интересно то, что вы делаете, но у меня есть своя жизнь. У меня есть карьерный трек и определенные карьерные цели. Я сейчас строю дом. Может через год, два я бы попробовал поработать у вас.

Саша кивнул:
- Понимаю, ты хочешь с нами работать, но ты хочешь сохранить свою прежнюю жизнь. Ясно.
- Я…
- Это нормальная история.
- Да, просто все это сразу вот так. Много, понимаете? Слишком быстро…
- Точно!
- Я рад, что вы не в обиде.
- Ага.
- Понимаете, я должен подбить задачи, закончить несколько проектов, сейчас не лучший момент…
- Понимаю, ты должен, - Саша подмигнул и жестом показал направление в сторону лифтов. - Где нас искать, ты знаешь.
- Не очень-то вежливо, - Дима лишь подумал это, а вслух поблагодарил и попрощался.

- Дим, одна идея, - Саша придержал дверь уже закрывающегося лифта. - Она сложная, но сейчас ее не обязательно понимать.

Когда ты даришь человеку подарок, а потом ждешь от него спасибо или других конкретных действий - это НЕ подарок.
Когда ты даешь деньги на благотворительность, а потом постишь об этом в соцсетях - это не благотворительность. Это сделка, инвестиция, покупка признания, благодарности, восхищения и т.д., но не подарок, не благотворительность. Люди часто обманываются на этот счет: про себя и других.

Благотворительность, подарок или Дело жизни (с большой буквы) не отвечают на вопрос "почему", они не определяются причинами извне, не содержат каких-то ожиданий от мира - это самодостаточный внутренний акт. Они беспричинны.
Запомни это.
- Ага, - Дима кивнул, и двери закрылись.

Это все конечно очень необычно и интересно, но есть текущие задачи, работа, проекты.
Наконец есть обязательства, которые надо исполнить, есть текущая жизнь.

Он быстренько подобьет, что должен, а потом уже сможет заняться этим интересным общением.
Интерлюдия: Уже случилось, но еще не произошло
- Что о них думаешь? - Саша налил себе бокал односолодового виски и устроился поудобнее в кресле.
- Новички? Нет ожиданий и надежд, - Главный откинулся и потянулся. - Вера, любопытство - да.
- Я не это спросил.
- Не это, - Главный улыбнулся. - Проявили чувствительность, упорство и любопытство. Такие паттерны полезны для нашей работы, необходимы, но недостаточны.
- Чего, по-твоему, им не хватает?
- Я общался далеко не с всеми, но те, кого я видел, как бы это сказать… недостаточно зае*ались. Их ком противоречий недостаточно раскрутился, чтобы кардинально что-то менять.
Им любопытно, но этого пока недостаточно для перемен.
- Хочешь сказать, нам нужны отчаянные?
- Нет, нет, нет - Главный рассмеялся. - Такие полезны для сект, где новая «власть» скажет, что делать с их жизнями. Нам нужны сильные интеллектуалы, которые ищут ответы, ищут удочку, а не рыбу.
- Я ставлю, что 20% новеньких останется с нами.
- Учитывай еще тех, кто уйдет, получив первые успехи, удовлетворившись ими. 5%.
- Согласен. Этого достаточно?
- Нет, но это то, на что мы можем трезво рассчитывать.

- Да… Кстати, ты связался с MIT?
- Да. Коллеги из кружка Слоун получили те же данные. Их уже обложили ЦРУ. Связываться теперь только по защищенному каналу, полный фарш.
- А наши что? - Саша подался вперед и чуть снизил тон.
- ФСБ?
- Ага.
- Ну, - Главный встал из-за стола, подошел к стене, полностью обклеенной листами с различными схемами, рассуждениями, выводами и начал их разглядывать. - Они месяц искали среди своих человека, который сможет хотя бы вникнуть в данные и подтвердить или опровергнуть их.
- Может не стоило их ввязывать в это?
- Саш, такой вопрос не стоит. Они должны иметь подобную информацию.
- Не боишься, что подомнут нас под себя? Мы так старательно сохраняли автономию…
- Человека они не нашли, разумеется, потому мы договорились: наша автономия в обмен на постоянную информацию по этому делу.
- Как они согласились?
- Я красноречиво объяснил, что делать то, что мы делаем, возможно только имея максимальную гибкость и самостоятельность. Потому, если нужны эти исследования от нас, а не отредактированный вариант от коллег из ЦРУ….
- Шаткая позиция - Саша мотал головой.
- Да. Работает только пока мы незаменимы. К счастью, порог входа высокий и, чтобы создать альтернативу, нужно много времени. Которого у них нет.
- А у нас оно есть?

Главный прошелся по комнате, подошел к книжным полкам и стал переводить взгляд с одной книги на другую. Через некоторое время он продолжил.
- От 5 лет при самом плохом сценарии до 20 лет при оптимистичном.
- А что Юдковский и MIRI? Они также считают, что ничего не сделать?
- Сделать? - Главный помотал головой. - Это уже случилось, просто еще не произошло. Как семена в почве: корни уже проросли, и даже есть первые малозаметные побеги. Но пройдет время и вся поляна зарастет. Как ребенок, который уже есть в животе, просто еще не родился…
- Да-да, я понял метафору. Но всходам можно помешать взойти, а ребенку - родиться. Можно победить.
- Можно. Но наша, скажем, «ПРОБЛЕМА» как раз и связана, создана этой постоянной войной. Потому так она не решается.
Главный взял одну из книг из шкафа и пошел с ней к столу.
- Звучит фаталистично, - Саша допил свой бокал и громко поставил на стол.
- Ты же знаешь, что это не так. Я продолжаю работать, как работал, и жить, как жил. Ничего не поменялось, просто появилась большая задачка на подумать.
- Состоящая из нескольких крутых противоречий.
- Ага.
- Так что расслабься. Мы не мстители, чтобы мстить, и не победители, чтобы побеждать кого-то.
- Ты прав. Займемся тем, что у нас получается лучше всего.