В этой статье я сформулировал некоторые идеи, некоторые способы думать о целях, которые помогают с целями мне, а также руководителям и собственникам бизнеса, с которыми я работаю.
Если вы активно, но не всегда успешно работаете с целями, то новый взгляд на этот вопрос будет крайне полезен.
Введение
Красивый голос в приторном мотивирующем видео в shorts говорит:
«Вы не получаете в жизни то, что вы хотите. Вы получаете то, что вы есть. Первое, что вам нужно сделать — заняться своим мышлением».
У видео несколько сотен тысяч лайков. Но как все обстоит с точки зрения системного мышления (СМ)?
«Вы не получаете в жизни то, что вы хотите. Вы получаете то, что вы есть. Первое, что вам нужно сделать — заняться своим мышлением».
У видео несколько сотен тысяч лайков. Но как все обстоит с точки зрения системного мышления (СМ)?
Часть 1
1.
У нас есть т.н. «сознательные цели», связанные с материальными вещами, отношениями или своим самоощущением.
Обычно, это что-то про: деньги, активы, любовь, здоровье, удовлетворенность, самореализацию, счастье.
Когда у нас получается к ним приблизиться — мы радуемся, наши цели исполняются. Когда не получается — расстраиваемся.
2.
Если не получилось, мы далее размышляем и разбираемся: что помогало, а что мешало. Корректируем цели, поведение, инструментарий или себя.
Цитата из начала статьи предлагает сфокусироваться на последнем, на себе, а именно: на том «что вы есть».
Осталось понять, как это сделать, но… это уже не зона ответственности мотивирующих видео. ????
3.
У нас есть т.н. «сознательные цели», связанные с материальными вещами, отношениями или своим самоощущением.
Обычно, это что-то про: деньги, активы, любовь, здоровье, удовлетворенность, самореализацию, счастье.
Когда у нас получается к ним приблизиться — мы радуемся, наши цели исполняются. Когда не получается — расстраиваемся.
2.
Если не получилось, мы далее размышляем и разбираемся: что помогало, а что мешало. Корректируем цели, поведение, инструментарий или себя.
Цитата из начала статьи предлагает сфокусироваться на последнем, на себе, а именно: на том «что вы есть».
Осталось понять, как это сделать, но… это уже не зона ответственности мотивирующих видео. ????
3.
С точки зрения СМ: «что вы есть» = что за системой вы являетесь.
А то, что «вы получаете в жизни» — это продукт этой системы [Я].
Эмерджентные свойства — это свойства, проявляющиеся в системе, присущие всей системе, но отсутствующие в отдельных частях системы.
Как демонстрация: время — это продукт системы [Часы], а машина — продукт системы [Завод].
Давайте на примерах:
4.
Как демонстрация: время — это продукт системы [Часы], а машина — продукт системы [Завод].
Давайте на примерах:
- Вы прокрастинируете и ленитесь? — это продукт какой-то системы.
- Вы выгораете? Нет мотивации? — это продукт какой-то системы.
- Никак не найдете себя, предназначение? Не реализуетесь в нем? — опять продукт какой-то системы.
- Физическая форма, качество отношений или уровень дохода и т.д., и т.п. — все это продукты ваших систем.
4.
Если резюмировать предыдущие идеи: не важно, что мы хотим, результат будет зависеть от того, что может и не может наша система. А не от нашего сознательного желания.
Представьте футболиста, который вышел на поле в важном матче.
Мотивация, сила воли и другие штуки, которыми мы объясняем свои результаты, — влияют на его игру, но в крайне ограниченном диапазоне.
Решающее влияние имеет его уровень игры, т.е. что за системой [Футболист] он является.
В СМ мы говорим: не работайте над задачей, а работайте над системой, которая «произведет» нужный вам результат.
В случае с футболистом: не пытайтесь победить в матче, сфокусируйтесь на системе тренировок и подготовки, которая создаст систему [«Хороший» футболист]. А эта система «произведет» вам уровень игры на поле — результат.
Мотивация, сила воли и другие штуки, которыми мы объясняем свои результаты, — влияют на его игру, но в крайне ограниченном диапазоне.
Решающее влияние имеет его уровень игры, т.е. что за системой [Футболист] он является.
В СМ мы говорим: не работайте над задачей, а работайте над системой, которая «произведет» нужный вам результат.
В случае с футболистом: не пытайтесь победить в матче, сфокусируйтесь на системе тренировок и подготовки, которая создаст систему [«Хороший» футболист]. А эта система «произведет» вам уровень игры на поле — результат.
Вот первая подсказка: наши планы полезно фокусировать не на том, чего мы хотим, а на тех системах, которые нам это произведут.
5.
Во второй части того видео красивый голос говорит:
«Первое, что вам нужно сделать — заняться вашим мышлением».
Ну отлично! Супер! Сразу кристально ясно и понятно что делать. Как за хлебом сходить.
Во второй части того видео красивый голос говорит:
«Первое, что вам нужно сделать — заняться вашим мышлением».
Ну отлично! Супер! Сразу кристально ясно и понятно что делать. Как за хлебом сходить.
Ладно, шучу)) Достаточно посмотреть вокруг: одни к психотерапевтам ходят, другие с подсознанием работают, третьи — книжки умные читают, четвертые — чем-то духовным заняты. Кто-то травмы родовые лечит.
Все что-то делают. Нужно просто выбрать то, что подходит вам. Верно? Верно?!
Все что-то делают. Нужно просто выбрать то, что подходит вам. Верно? Верно?!
Каждый инструмент может быть полезным в той или иной ситуации, а в другой ситуации — вреден. Как молоток, который полезен в забивании гвоздей, но плох в наблюдении за звездами.
Вера во «все хорошее» и «нечто плохое» — не про системный подход.
6.
С точки зрения СМ: системы состоят из объектов, процессов и идей.
Это включает: людей, машины, процессы коммуникации, идеи о себе и о мире и др.
Идеи о себе и о мире вокруг, в системном мышлении мы называем «Ментальными моделями» (ММ).
7.
Вера во «все хорошее» и «нечто плохое» — не про системный подход.
6.
С точки зрения СМ: системы состоят из объектов, процессов и идей.
Это включает: людей, машины, процессы коммуникации, идеи о себе и о мире и др.
Идеи о себе и о мире вокруг, в системном мышлении мы называем «Ментальными моделями» (ММ).
7.
Ментальные модели — способы, алгоритмы, которыми люди связывают разные абстракции у себя в голове.
Например:
Разумеется, пример упрощенный, обычно в голове целая сеть, система идей, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.
8.
Ни одна из этих ММ не является правильной или неправильной.
Любая ММ, как и молоток, может быть полезна или вредна в том или ином контексте.
Тут-то мы часто и сталкиваемся с противоречием: между тем, что сознательно хочет человек, и тем, как работает его система.
Например:
Будучи окруженным миром (системой) успешного успеха, человек ставит цели, связанные с финансами, деньгами и т.д. и т.п.
Но если частью системы этого человека является ментальная модель ММ [Семья — это главное], то система производит то, что может: больше семейных приятностей, а финансы — по остаточному принципу.
Человек расстраивается, что в очередной раз его «цели не были достигнуты» и винит себя (или близких) в этом.
Чем еще и часто разрушает семью. Полный бардак.
- Один человек связывает счастье и удовлетворенность от жизни с финансами. Мы могли бы сказать, что у него ментальная модель: ММ [Cчастье в деньгах].
- Другой связывает счастье и удовлетворенность с профессиональной самореализацией. В его случае ММ [Cчастье в самореализации].
- Третий связывает счастье и удовлетворенность с семьей: ММ [Семья — это главное].
Разумеется, пример упрощенный, обычно в голове целая сеть, система идей, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.
8.
Ни одна из этих ММ не является правильной или неправильной.
Любая ММ, как и молоток, может быть полезна или вредна в том или ином контексте.
Тут-то мы часто и сталкиваемся с противоречием: между тем, что сознательно хочет человек, и тем, как работает его система.
Например:
Будучи окруженным миром (системой) успешного успеха, человек ставит цели, связанные с финансами, деньгами и т.д. и т.п.
Но если частью системы этого человека является ментальная модель ММ [Семья — это главное], то система производит то, что может: больше семейных приятностей, а финансы — по остаточному принципу.
Человек расстраивается, что в очередной раз его «цели не были достигнуты» и винит себя (или близких) в этом.
Чем еще и часто разрушает семью. Полный бардак.
На этом упрощенном примере демонстрируется суть системного противоречия между моими «сознательными» целями и того, как работает моя система.
Подобные противоречия часто и приводят к тому, что «цели не достигаются».
ВАЖНО!
Хочу обратить внимание, что это рассуждение не имеет ничего общего с эмпирической концепцией «истинных целей» и подобных вариаций. Подобные концепции не про противоречия, а про некие «правильные» цели, правильные «молотки». Вообще другая парадигма.
Хочу обратить внимание, что это рассуждение не имеет ничего общего с эмпирической концепцией «истинных целей» и подобных вариаций. Подобные концепции не про противоречия, а про некие «правильные» цели, правильные «молотки». Вообще другая парадигма.
Часть 2. Что делать?
9.
Напрашивается вопрос: что же с этим делать?
Сразу скажу, что очевидное: «Я решил поменять свои ментальные модели, теперь это будет ММ [Счастье в деньгах и в семье]» НЕ РАБОТАЕТ.
Ровно по тем же причинам, что я описывал выше:
Напрашивается вопрос: что же с этим делать?
Сразу скажу, что очевидное: «Я решил поменять свои ментальные модели, теперь это будет ММ [Счастье в деньгах и в семье]» НЕ РАБОТАЕТ.
Ровно по тем же причинам, что я описывал выше:
Работайте не над результатом, а над системой, которая производит результат.
Результат — наши ММ — также производит некая система. В которую включены наш прошлый опыт, текущая среда и коммуникации, а также другие ММ.
10.
Я вижу 3 работающих пути. Через которые сам проходил. Возможно, существуют и другие.
10.
Я вижу 3 работающих пути. Через которые сам проходил. Возможно, существуют и другие.
А. Путь мастера.
Найти человека, жизнь которого вам максимально близка на уровне ощущений. «Держитесь рядом» 5-10 лет во всех смыслах.
Будет много противоречий и ментальной боли, но если получится удержаться — система перестроится по образу и подобию.
Об этом, как я понимаю, всевозможные «уехал в буддийский монастырь». Об этом разные виды наставничества. Так работает Отцовство (в самом возвышенном смысле).
Б. Продолжайте «бросать кости».
Т.е. продолжать экспериментировать, пробовать разное, искать, примерять на себя. Если делать это достаточно долго и терпеливо, выпадет нужная комбинация или близкая к ней.
Противоречия будут, и риски тут очевидные: можно устать и сдаться (принять то, что есть) — это довольно часто происходит с людьми, начиная с 30 лет.
Можно так и остаться «ни рыба, ни мясо», которая все перебирает и ищет себя.
Но «бросание костей» работает. Вокруг есть такие «везунчики», у которых все «сложилось», живущие счастливой жизнью (я к ним, так уж сложилось, не отношусь, но в них верю).
С. Фундаментальные теории.
Это может быть системное мышление, другие фундаментальные науки или религия.
Главное, чтобы теоретическая база давала концептуальный аппарат, способный непротиворечиво объяснить любое происходящее событие и приземлить его на мою конкретную практику.
«Эмпирические науки» (психология, социология и др.) не подходят. Они описывают конкретный опыт и дают произвольную трактовку (проблему эмпирического объяснения смотрите в сети, например, у Дойча в «Начала Бесконечности». Там много всего).
Для себя я, очевидно, нашел Системный подход, в рамках фундаментальных концепций которого построено все это рассуждение.
11.
Что лучше?
В системном мышлении так не ставится вопрос.
Мы интегрируем, соединяем подходы, стараясь взять полезное из каждого.
Найти человека, жизнь которого вам максимально близка на уровне ощущений. «Держитесь рядом» 5-10 лет во всех смыслах.
Будет много противоречий и ментальной боли, но если получится удержаться — система перестроится по образу и подобию.
Об этом, как я понимаю, всевозможные «уехал в буддийский монастырь». Об этом разные виды наставничества. Так работает Отцовство (в самом возвышенном смысле).
Б. Продолжайте «бросать кости».
Т.е. продолжать экспериментировать, пробовать разное, искать, примерять на себя. Если делать это достаточно долго и терпеливо, выпадет нужная комбинация или близкая к ней.
Противоречия будут, и риски тут очевидные: можно устать и сдаться (принять то, что есть) — это довольно часто происходит с людьми, начиная с 30 лет.
Можно так и остаться «ни рыба, ни мясо», которая все перебирает и ищет себя.
Но «бросание костей» работает. Вокруг есть такие «везунчики», у которых все «сложилось», живущие счастливой жизнью (я к ним, так уж сложилось, не отношусь, но в них верю).
С. Фундаментальные теории.
Это может быть системное мышление, другие фундаментальные науки или религия.
Главное, чтобы теоретическая база давала концептуальный аппарат, способный непротиворечиво объяснить любое происходящее событие и приземлить его на мою конкретную практику.
«Эмпирические науки» (психология, социология и др.) не подходят. Они описывают конкретный опыт и дают произвольную трактовку (проблему эмпирического объяснения смотрите в сети, например, у Дойча в «Начала Бесконечности». Там много всего).
Для себя я, очевидно, нашел Системный подход, в рамках фундаментальных концепций которого построено все это рассуждение.
11.
Что лучше?
В системном мышлении так не ставится вопрос.
Мы интегрируем, соединяем подходы, стараясь взять полезное из каждого.
Вот вторая подсказка, которая может помочь: подумать, есть ли в моих планах на этот год работа по каждому из этих 3 направлений?
- Есть ли регулярное «взаимодействие с мастером»? Это может быть общение с ним, изучение его работ, материалов вокруг него и того, что он сам изучает.
- Есть ли эксперименты? Новые проекты, места, люди, сообщества, хобби, обучение, новые подходы к работе?
- Есть ли фундаментальная теория, через которую я описываю происходящее вокруг и со мной? Могу ли я ее реально использовать на практике? Есть ли формат, способ, которым я постоянно ее осваиваю, практикую и внедряю в свою жизнь?
Наличие в ваших системах описанных выше контуров, контекстов, сильно увеличит успешность достижения поставленных целей.
Дмитрий Чебоксаров
Основатель и СЕО «Академии системного мышления».
Консультант по системной инженерии бизнес-организации. Ведущий кратко- и среднесрочных программ корпоративного обучения, спикер.